Мембранный дозирующий насос: как выбрать и где купить. Импульсный насос с приводом ударного действия Устройство для управления топливным импульсным насосом

Импульсные насосы-дозаторы называются так из-за нюансов своего принципа действия: одну из ключевых ролей в работе таких насосов играют короткие электрические импульсы, подаваемые к приводу насоса.

Импульсивный характер

На нашем сайте представлены импульсные насосы-дозаторы мембранного (диафрагменного) типа, называемые также соленоидными насосами. Принцип их работы заключается в следующем: мембрана, изгибаясь в ту или иную сторону, увеличивает или уменьшает объём рабочей камеры насоса. Соответственно, в камере попеременно возникает пониженное или повышенное давление, жидкость засасывается в камеру или выталкивается из неё.

Пульсация мембраны определяется возвратно-поступательными движениями толкателя, который свободно перемещается внутри катушки соленоида. При подаче электрического импульса на выводы катушки в ней возникает магнитное поле, которое направляет толкатель в сторону мембраны – отрабатывается "выбрасывающее" действие насоса. После окончания импульса магнитное поле исчезает; обратный ход толкателя обеспечивается пружинным элементом механизма насоса – происходит заполнение рабочей камеры.

Скрупулёзность

Точность дозирования определяют несколько факторов:

  • размер рабочей камеры;
  • величина, на которую изгибается мембрана;
  • количество пульсаций мембраны (тактов насоса), произведенных за время дозирования.

Последний параметр – количество тактов – совпадает с количеством импульсов, подаваемых на катушку индуктивности. В технических руководствах к соленоидным насосам обычно указывается так называемый "объём импульса" в миллилитрах. Зная объём отдельного импульса и частоту их подачи, можно легко рассчитать время дозирования.

К примеру, при объёме импульса в 0,14 мл и частоте в 120 импульсов в минуту (насосы серии PKX , тип 01-05) для дозирования 420 миллилитров потребуется

420 мл / (0,14 мл/имп*120 имп/мин) = 25 минут.

Однако, объём импульса может быть переменной величиной: скажем, у насосов серии DLX предусмотрена опциональная установка задней крышки со специальной регулировочной рукояткой, с помощью которой можно регулировать величину хода толкателя – соответственно, изгиб мембраны и объём импульса. В таком случае дозирование лучше корректировать с учётом показаний внешнего расходомера.

Общее руководство

Время и объём дозирования у разных моделей импульсных насосов-дозаторов могут регулироваться различными способами. У наиболее доступных моделей предусмотрен единственный вариант – ручная аналоговая или цифровая регулировка. Более "продвинутые" модели поддерживают работу с внешним датчиком уровня или импульсным расходомером. Наиболее сложные (насос серии BT , модель PH-RX-CL/M; насос DLX-PH-RX-CL/M и др.) оснащены встроенным контроллером, способным обрабатывать сигналы от датчиков уровня, потока, кислотности, окислительно-восстановительного потенциала, содержания хлора, температуры. Такие насосы по сути представляют собой компактные станции дозирования, с помощью которых можно решать единичные или комплексные задачи – к примеру, по водоподготовке или подаче лабораторных реактивов.

Системы дозирования могут создаваться и с использованием простых моделей – на базе внешних модульных контроллеров ; также такие системы предлагаются в виде готовых скомпонованных решений.

Производительность

Импульсные насосы-дозаторы являются наиболее распространённым видом насосов для дозирования относительно небольших, до 20 литров в час, объёмов жидких химических веществ. При необходимости подачи более значимых объёмов можно обратить внимание на перистальтический насос серии BH3-V PER (максимальная производительность – 100 литров в час) или на промышленные мембранные и плунжерные насосы (до 535 и 1027 л/час соответственно).

Развёрнутую информацию обо всех перечисленных сериях и моделях насосов, с подробными техническими характеристками, примерами применения и сопутствующими данными можно найти в специальных разделах сайта или запросить у онлайн-консультанта.

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано для ломки футеровки металлургических агрегатов, горных пород в карьерах, фундаментов и стен зданий и др.
Известна машина для ломки футеровки сталеразливочных ковшей, включающая ходовую часть, механизмы поворота и подъема стрелы с бутобоем и пневмоударником, являющимися основными рабочими органами машины. Разрушение футеровки осуществляется зубилом.
Наряду с достоинством - возможностью механизировать тяжелый ручной труд в условиях значительной запыленности и высокой температуры, указанная машина имеет недостаток, заключающийся в том, что работа возможна при температуре ниже 400-500 о С. Поэтому футеровку необходимо предварительно охлаждать водой. Кроме того, конструкция стрелы достаточно сложна и имеет большие габариты, а стойкость зубила ограничена.
Известна машина для ломки футеровки металлургических емкостей, содержащая ходовую тележку с поворотной платформой, каретку на роликах с установленным на ней импульсным насосом с ударной камерой и соплом, в котором установлен поршень со штоком.
Недостатком прототипа является большой объем штоковой полости при значительных коэффициентах мультипликации, что предопределяет низкий КПД насоса и снижение скорости взвода подвижных частей привода ударного действия.
Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением, сохранение высокого КПД импульсного насоса независимо от выбранного коэффициента мультипликации.
Техническим результатом является увеличение коэффициента мультипликации, равного отношению площади шток-поршня гидропривода ударного действия к площади штока ударной камеры, надежность работы уплотнений, а также неизменно высокая скорость взвода подвижных частей в рабочее положение при сохранении КПД.
Технический результат достигается за счет того, что импульсный насос с приводом ударного действия, включающий источник высокого давления, рабочий цилиндр со шток-поршнем и соосно расположенную ударную камеру со штоком, дополнительно снабжен промежуточной обоймой, соединяющей рабочий цилиндр и ударную камеру, при этом длина внутренней полости промежуточной обоймы соответствует величине хода поршня, причем во внутренней полости промежуточной обоймы расположено шарнирное соединение шток-поршня рабочего цилиндра со штоком ударной камеры, при этом опорная торцовая поверхность штока ударной камеры выполнена сферической, опирающейся на ответную сферическую поверхность подпятника, установленного с радиальным зазором на плоской торцовой поверхности гнезда шток-поршня рабочего цилиндра.
Импульсный насос с приводом ударного действия включает гидроаккумулятор 1 (фиг.1), соединенный с источником 2 высокого давления с помощью трубопроводов 3, фильтра 4 и жиклера 5. Гидроаккумулятор 1 (фиг.1) герметично охватывает рабочий цилиндр 6 со шток-поршнем 7-8, который соединен с соосно установленным штоком 9 ударной камеры 10, причем соединение рабочего цилиндра 6 и ударной камеры 10 производится посредством промежуточной обоймы 11 (фиг.1), во внутренней полости которой расположено соединение штока 7 рабочего цилиндра 6 со штоком 9 ударной камеры 10, при этом длина внутренней полости промежуточной обоймы 11 соответствует величине хода поршня 8. Соединение штока 9 со штоком 7 может быть выполнено неразъемным (фиг.1).
Как вариант для компенсации возможной при изготовлении несоосности и перекоса ударной камеры 10 относительно рабочего цилиндра 6 соединение штока 9 ударной камеры 10 со шток-поршнем 7-8 рабочего цилиндра 6 может быть выполнено шарнирным, при этом опорная торцовая поверхность 12 (фиг.2) штока 9 выполнена сферической и опирается на ответную сферическую поверхность подпятника 13, установленного с радиальным зазором на плоской торцовой поверхности гнезда 14 штока 7.
Крепление штока 9 в гнезде 14 штока 7 осуществляется гайкой 15, опирающейся на втулку 16, установленную на конусообразную хвостовую часть штока 9.
Внутренняя полость 17 (фиг.1) аккумулятора 1 соединена отверстиями подвода 18 со штоковой полостью 19 рабочего цилиндра 6, а с поршневой полостью 20 соединена отверстиями подвода 21 с помощью импульсного клапана 22, закрепленного герметично в корпусе аккумулятора 1.
Импульсный клапан 22 включает корпус 23 со щелевыми пазами 24, седло 25, клапан 26, прижатый к седлу 25 пружиной 27 с помощью гайки 28. Седло 25 корпусом 23 прижато к фланцу 29 аккумулятора 1.
Со сливной магистралью импульсный клапан 22 соединен посредством осевого отверстия 30 клапана 26, трубопровода сброса 31, гибкого рукава 32 и клапана управления 33.
Рабочий цилиндр 6 закреплен к аккумулятору 1 с помощью фланца 34 промежуточной обоймы 11. На торце ударной камеры 10 с помощью фланца 35 закреплено сопло 36. Подвод воды к ударной камере 10 осуществляется через отверстия 37, отвод воздуха из полости камеры 38 осуществляется через отверстия 39. Рабочий цилиндр 6 и импульсный клапан 22 имеют гидротормозные полости 40 и 41.
Импульсный насос работает следующим образом.
При открытом на слив клапане управления 33 давление жидкости в полости 17 аккумулятора 1, в штоковой 19 и поршневой 20 полостях привода равно давлению сливной магистрали, так как проходное сечение жиклера 5 во много раз меньше сечения сливной магистрали. При этом клапан 26 управления под действием пружины 27 "садится" на седло 25, отделяя штоковую полость 19 и аккумуляторную полость 17 от поршневой полости 20 и слива.
Давление в полостях 17, 19 начинает расти, и шток-поршень 7-8 перемещается в право до упора в торец фланца 29. Затем давление жидкости в полостях 17, 19 устанавливается равным давлению источника 2. В этом взведенном положении шток-поршень 7-8 может стоять неограниченное время.
Для производства рабочего хода клапан управления 33 закрывают и за счет естественных утечек через уплотнения шток-поршня 7-8 седла 25 давление в поршневой полости 20 начинает расти и при достижении, например, 1/5 давления жидкости в гидроаккумуляторе 1 клапан 26 начинает перемещаться вправо, сжимая пружину 27. Упруго сжатая в полости 17 аккумулятора 1 жидкость устремится через отверстия подвода 21, щелевые пазы 24 в зазор между клапаном 26 и седлом 25 в поршневую полость 20, отбрасывая клапан 26 вправо и разгоняя шток-поршень 7-8 влево.
При этом потенциальная энергия упруго-сжатой жидкости с минимальными потерями, определяемыми, в основном, сечением и длиной отверстий подвода 21, трансформируется в кинематическую энергию поступательного движения шток-поршня 7-8. Одновременно шток 9 вытесняет подаваемую в ударную камеру 10 воду, а шток 7 входит, практически без сопротивления, во внутреннюю полость 38 промежуточной обоймы 11 и вытесняет из нее воздух через отверстия 39.
Перемещаясь вдоль ударной камеры 10, шток 9 частично вытесняет воду как через сопло 36, так и через подводящие воду отверстия 37. Однако после перекрытия штоком 9 отверстий 37 давление в ударной камере 10 резко возрастает и в зоне 42 образуется порция выбрасываемой жидкости максимального давления, которая, например, разрушает огнеупорную футеровку.
В конце хода избыточная кинетическая энергия шток-поршня 7-8 и клапана 26 поглощается в гидротормозных полостях 40 и 41 соответственно. После совершения шток-поршнем 7-8 хода влево вся упруго-сжатая жидкость из полости 17 аккумулятора 1 перетекает в поршневую полость 20 и давление во всех полостях: 17, 19, 20 падает, так как постоянное поступление жидкости высокого давления в полость 17 через жиклер 5 во много раз меньше расхода жидкости из поршневой полости 20 при движении шток-поршня 7-8 влево. При этом клапан 26 под действием пружины 27 "садится" на седло 25, отделяя штоковую полость 19 и полость 17 аккумулятора 1 от поршневой полости 20. Клапан управления 33 открывают на слив, давление в полостях 17 и 20 начинает расти, шток-поршень 7-8 перемещается вправо до упора во фланец 29, ударная камера 10 вновь заполняется водой. В дальнейшем цикл повторяется. Необходимо отметить, что импульсный гидропривод может работать как одиночными "выстрелами", так и в автоматическом режиме.
Таким образом, благодаря соединению рабочего цилиндра 6 с ударной камерой 10 посредством промежуточной обоймы 11 обеспечена возможность минимально необходимого перепада сечения поршня 8 и штока 7, это позволяет выполнить объем штоковой полости 19 минимальным, что, в конечном счете, ведет к максимально возможной скорости взвода шток-поршня 7-8 в рабочее положение.
Одновременно внутренняя полость 38, заполненная воздухом промежуточной обоймы 11, соединенная через каналы 39 с атмосферой, обеспечивает минимальное сопротивление перемещению штока 7 и возможность максимально необходимо перепада сечения поршня 8 к сечению штока 9 ударной камеры 10, т.е. полученный максимально возможный коэффициент мультипликации, равный отношению Sпоршня/Sударной камеры, обеспечивает предлагаемому импульсному насосу максимальный КПД.
Надежность и долговечность работы импульсного насоса в целом обеспечивается также шарнирным соединением шток-поршня 7-8 со штоком 9 ударной камеры 10, так как это соединение компенсирует неточности изготовления - возможный перенос и параллельное смещение ударной камеры 10 относительно рабочего цилиндра 6 - путем возможного переноса на сферической поверхности 12 и параллельного смещения штока 9 ударной камеры 10 совместно с подпятником 13 относительно гнезда 14 шток-поршня 7-8 рабочего цилиндра 6.
Максимальный КПД, максимально возможная скорость взвода, надежность работы и долговечность уплотнений обеспечивают предлагаемому импульсному насосу высокую производительность при "ломке" огнеупорной футеровки металлургических агрегатов.

Все большую популярность в системах автоматики как домашнего, так и промышленного применения находят насосы-дозаторы. Такие насосы широко начинают применяться и в системах подачи топлива, и в системах капельного орошения и для подачи в резервуары определенных доз необходимых реагентов. Однако, промышленные изделия, зачастую импортного происхождения и характеризуются высокой стоимостью. Попытаемся предложить решение, которое превратит обычный насос в насос – дозатор.

В случае применения двигателя постоянного тока в качестве привода насоса – дозатора, управление.производительностью насоса можно осуществлять изменением напряжения питания. Однако, для того чтобы, скажем, снизить производительность насоса, уменьшать напряжение до низких значения небезопасно, т.к. двигатель может выйти из зоны устойчивого управления. Выходом в такой ситуации может быть – обеспечение импульсного режима питания насоса.. С каждым импульсом, двигатель как бы начинает работать заново, преодолевая, связанные со стартовыми режимами, моменты сопротивления (сухое трение, набор оборотов и т.д.). .

Достаточно просто импульсный режим питания реализуется на микросхемах стандартной логики. В данной схеме, для задания импульсного режима питания, применен генератор с изменяемой длительностью паузы между импульсами подачи питания. В самом деле, ведь импульс питания не должен уменьшаться до нуля, с тем, чтобы гарантировать время работы в импульсе минимально необходимое для устойчивой работы. Время рабочего цикла насоса задается с помощью резистора R2. Время паузы – резисторами R1 и R3

Диод VD3 служит для рекуперации тока, вызванного ЭДС самоиндукции обмотки двигателя по перерыва подачи питания через обмотку двигателя. Его назначение здесь не отличается от диодов, подключаемых параллельно обмоткам реле постоянного тока для устранения выбросов напряжения. Транзисторный ключ VT2 в состоянии обеспечить коммутацию нагрузки с током потребления до 9 А. Фото рабочего макета устройства:

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
U Вентиль

CD4093B

1 В блокнот
VT1 Биполярный транзистор

BC547C

1 В блокнот
VT2 MOSFET-транзистор

IRF630A

1 В блокнот
VD1-VD2 Выпрямительный диод

1N4148

2 В блокнот
VD3 Выпрямительный диод

1N4007

1 В блокнот
LD1 Светодиод

АЛ307А

1 В блокнот
VD4 Стабилитрон

КС210Б

1 В блокнот
R1 Переменный резистор 100 кОм 1 СПО В блокнот
R2 Резистор

36 кОм

1 В блокнот
R3 Резистор

110 кОм

1 В блокнот
R4 Резистор

200 Ом

1 В блокнот
R5 Резистор

11 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

Полезная модель относится к области производства импульсных насосов, подающих топливо из бака транспортного средства в предпусковой подогреватель двигателя или отопитель кабины и салона автомобиля или автобуса. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является создание импульсного дозирующего насоса, более простого по конструкции и менее материалоемкого. Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом импульсном дозирующем насосе, состоящим из электрического разъема, смонтированного на корпусе насоса, в котором размещена электрическая катушка с дозирующим устройством, всасывающего и нагнетающего штуцеров. Электрический разъем выполнен в виде пластикового корпуса. Электрические контакты расположены в одну линию и залиты изолирующим материалом. Корпус разъема выполнен также из изолирующего материала и присоединен к пластмассовому корпусу электрической катушки крепежным элементом, проходящим между токопроводящими пластинами контактов. Пластины электрических контактов в районе прохождения крепежного элемента имеют на длинных сторонах выемки, выполненные в виде части окружности. Металлический корпус насоса выполнен цилиндрическим из трубной заготовки и торцевых заглушек, соединенных с цилиндром корпуса насоса методом сварки или запрессовки с последующей развальцовкой.

Полезная модель относится к области производства импульсных насосов, подающих топливо из бака транспортного средства в предпусковой подогреватель двигателя или отопитель кабины и салона автомобиля или автобуса.

Импульсные дозирующие насосы различных типов широко известны. Их производство осуществляют такие фирмы как «Thomas Magnete» (Германия), «Webasto» (Германия), «Eeerspacher» (Германия), ООО «Адверс» Россия, ОАО «ШААЗ» Россия.

Среди аналогов заявляемой полезной модели можно назвать, к примеру, дозирующий насос, защищенный патентом РФ 2022169 МПК F04B 13/00. Однако в качестве привода указанной модели выбран пневмоцилиндр, что совсем неудобно для такого транспортного средства, как автомобиль, где приводом для дозирующего устройства можно использовать электрический аккумулятор. К тому же в конструкции данного насоса имеются сложные узлы, содержащие конечные выключатели и храповой механизм, что усложняет всю конструкцию устройства и не позволяет устройству работать с большой частотой циклов всасывания и нагнетания, что необходимо для равномерной подачи топлива в предпусковой подогреватель или отопитель кабины.

Ближайшим аналогом заявляемой полезной модели, выбранным в качестве прототипа, в части конструкции корпуса насоса и электрического разъема является конструкция импульсного дозирующего насоса ТН7-4 мл-12 В компании ООО «Адверс» (г. Самара), корпуса электрических разъемов которого выполнены заодно с пластиковой втулкой, которая крепится к корпусу насоса специальным цанговым защелкивающимся разъемом.

Ввиду отсутствия детальных изображений корпуса и электрического разъема прототипа в источниках открытой публикации, в том числе и патентной информации, информация о прототипе представлена в виде фотографий, в том числе, и разрезов, насоса ТН7-4 мл-12 В, что соответствует п. 22.2(2) Административного регламента по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель, утвержденного Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. 326. Данный насос, как видно на фото 1, 3 выпускается, как минимум с 2011 г.

На фото 1 показан вид насоса сбоку, где виден корпус электрических разъемов, выполненный как одно целое с пластиковой втулкой, которая крепится к верхнему торцу металлического корпуса насоса. На фото 2 вид насоса сверху, где также видно выполнение корпуса электрических разъемов заодно с втулкой, а так же видны контакты разъема. На фото 3 видна форма электрических контактов при снятой пластиковой втулке с корпусом электрических разъемов. Кроме того виден металлический корпус насоса, верхний сферообразный торец которого выполнен вместе с цилиндрической частью корпуса и который изготавливается методом выдавливания из листовой стали с применением дорогостоящего прессового оборудования.

Недостатком известного насоса является сложность изготовления элементов, составляющих насос, а именно, корпуса электрических разъемов объединенных с пластиковой втулкой и металлического корпуса самого насоса. Кроме этого, недостатком также является большая материалоемкость пластиковой втулки с разъемом. Эти недостатки в условиях опытно-мелкосерийного и серийного производства приводят к удорожанию всего насоса.

Задачей заявляемой полезной модели является оптимизация производства насосов.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является создание импульсного дозирующего насоса, более простого по конструкции и менее материалоемкого.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом импульсном дозирующем насосе, состоящим из электрического разъема, смонтированного на корпусе насоса, в котором размещена электрическая катушка с дозирующим устройством, всасывающего и нагнетающего штуцеров. Электрический разъем выполнен в виде пластикового корпуса. Электрические контакты расположены в одну линию и залиты изолирующим материалом. Корпус разъема выполнен также из изолирующего материала и присоединен к пластмассовому корпусу электрической катушки крепежным элементом, проходящим между токопроводящими пластинами контактов. Пластины электрических контактов в районе прохождения крепежного элемента имеют на длинных сторонах выемки, выполненные в виде части окружности. Металлический корпус насоса выполнен цилиндрическим из трубной заготовки и торцевых заглушек, соединенных с цилиндром корпуса насоса методом сварки или запрессовки с последующей развальцовкой.

На фиг.1 представлен продольный разрез импульсного дозирующего насоса, на фиг.2 - вид А на электрический разъем в разрезе.

Топливный импульсный дозирующий насос состоит из корпуса насоса 1, в котором размещена электрическая катушка 2, закрытая верхней 3 и нижней 4 торцевыми заглушками. Внутри катушки 2 расположено дозирующее устройство 5, которое в процессе работы насоса подает топливо из нижнего всасывающего штуцера 6 в верхний нагнетательный штуцер 7. Корпус 8 электрического разъема закреплен на электрической катушке 2 посредством крепежного элемента 9. Пластины 10 электрических контактов имеют на длинных обращенных друг к другу сторонах выемки 11, выполненные в виде части окружности.

Цилиндрический корпус 1 насоса выполнен из трубной заготовки, закрытой верхней 3 и нижней 4 торцевыми заглушками, например, сварными соединениями 12.

Работает заявляемый топливный импульсный дозирующий насос следующим образом. При подаче напряжения на контакты 10 в электрической катушке возникает магнитное поле, с помощью которого дозирующее устройство 5 перемещается и своим торцем толкает жидкость (дизельное топливо или бензин) в направлении верхнего нагнетательного штуцера 7. При прекращении подачи напряжения на контакты 10 магнитное поле исчезает, а возвратная пружина перемещает дозирующее устройство в первоначальное положение. При этом происходит поступление жидкости через всасывающий нижний штуцер в дозирующее устройство. При следующей подаче напряжения на контакты цикл нагнетания и всасывания топлива повторяется.

Заявляемый насос собирается следующим образом.

К предварительно собранному корпусу 1 насоса с размещенной в нем электрической катушкой 2 с дозирующим устройством 5, с всасывающим 6 и нагнетательным 7 штуцерами надевается корпус 8 разъема и крепежным элементом 9, например, саморезом крепится к катушке 2 насоса, точнее к приливу 2 1 ее пластмассового корпуса. Разборка при необходимости начинается с этой же операции в обратном порядке. При максимальной простоте конструкции предлагаемого насоса функциональные и качественные показатели аналогичны известным отечественным и зарубежным конструкциям.

Предлагаемый импульсный дозирующий насос по сравнению с ближайшими аналогами менее материалоемок по пластмассе, более прост технологически в условиях мобильного опытного, мелкосерийного и серийного производства, в том числе и при изготовлении корпуса насоса без применения дорогостоящего прессового оборудования Прост при сборке или замене, например, пластмассового корпуса разъема, т.е. более ремонтопригоден при эксплуатации, что удешевляет сам ремонт для потребителя.

Топливный импульсный дозирующий насос, содержащий корпус насоса, в котором размещена электрическая катушка с дозирующим устройством, всасывающий и нагнетательный штуцера и электрический разъем с расположенными внутри электрическими контактами, отличающийся тем, что корпус насоса выполнен из трубной заготовки с торцевыми заглушками, а корпус электрического разъема соединен с приливом пластмассового корпуса электрической катушки крепежным элементом, причем электрические контакты выполнены в виде токопроводящих пластин, имеющих в районе прохождения крепежного элемента, на длинных сторонах выемки, выполненные в виде части окружности.

В этой статье мы постарались собрать все возможные принципы работы насосов. Часто, в большом разнообразии марок и типов насосов достаточно трудно разобраться не зная как работает тот или иной агрегат. Мы постарались сделать это наглядным, так как лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
В большинстве описаний работы насосов в интернете есть только разрезы проточной части (в лучшем случае схемы работы по фазам). Это не всегда помогает разобраться в том как именно функционирует насос. Тем более, что не все обладают инженерным образованием.
Надеемся, что этот раздел нашего сайта не только поможет вам в правильном выборе оборудования, но и расширит ваш кругозор.



С давних времен стояла задача подъема и транспортировки воды. Самыми первыми устройствами такого типа были водоподъемные колеса. Считается, что их изобрели Египтяне.
Водоподъемная машина представляла собой колесо, по окружности которого были прикреплены кувшины. Нижник край колеса был опущен в воду. При вращении колеса вокруг оси, кувшины зачерпывали воду из водоема, а затем в верхней точке колеса, вода выливалась из кувшинов в специальный приемный лоток. для вращения устройства применялать мускульная сила человека или животных.




Архимед (287–212 гг. до н. э.), великий ученый древности, изобрел винтовое водоподъемное устройство, позже названное в его честь. Это устройство поднимало воду с помощью вращающегося внутри трубы винта, но некоторое количество воды всегда стекало обратно, т. к. в те времена эффективные уплотнения были неизвестны. В результате, была выведена зависимость между наклоном винта и подачей. При работе можно было выбрать между большим объемом поднимаемой воды или большей высотой подъема. Чем больше наклон винта, тем больше высота подачи при уменьшении производительности.




Первый поршневой насос для тушения пожаров, изобратенный древнегреческим механиком Ктесибием, был описан еще в 1 веке до н. э. Эти насосы, по праву, можно считать самыми первыми насосами. До начала 18 века насосы этого типа использовались довольно редко, т.к. изготовленные из дерева они часто ломались. Развитие эти насосы получили после того, как их начали изготавливать из металла.
С началом промышленной революции и появлением паровых машин, поршневые насосы стали использовать для откачки воды из шахт и рудников.
В настоящее время, поршневые насосы используются в быту для подъема воды из скважин и колодцев, в промышленности - в дозировочных насосах и насосах высокого давления.



Существуют и поршневые насосы, объединенные в группы: двухплунжерные, трехплунжерные, пятиплунжерные и т.п.
Принципиально отличаются количеством насосов и их взаимным расположением относительно привода.
На картинке вы можете увидеть трехплунжерный насос.




Крыльчатые насосы являются разновидностью поршневых насосов. Насосы этого типа были изобретены в середине 19 века.
Насосы являются двухходовыми, то есть подают воду без холостого хода.
Применяются, в основном, в качестве ручных насосов для подачи топлива, масел и воды из скважин и колодцев.

Конструкция:
Внутри чугунного корпуса размещены рабочие органы насоса: крыльчатка, совершающая возвратно-поступательные движения и две пары клапанов (впускные и выпускные). При движении крыльчатки происходит перемещение перекачиваемой жидкости из всасывающей полости в нагнетательную. Система клапанов препятствует перетоку жидкости в обратном направлении




Насосы этого типа имеют в своей конструкции сильфон ("гармошку"), сжимая который производят перекачку жидкости. Конструкция насоса очень простая и состоит всего из нескольких деталей.
Обычно, такие насосы изготавливают из пластика (полиэтилена или полипропилена).
Основное применение - выкачивание химически активных жидкостей из бочек, канистр, бутылей и т.п.

Низкая цена насоса позволяет использовать его в качестве одноразового насоса для перекачивания едких и опасных жидкостей с последующей утилизацией этого насоса.




Пластинчато-роторные (или шиберные) насосы представляют собой самовсасывающие насосы объемного типа. Предназначены для перекачивания жидкостей. обладающих смазывающей способностью (масла. дизельное топливо и т.п.). Насосы могут всасывать жидкость "на сухую", т.е. не требуют предварительного заполнени корпуса рабочей жидкостью.

Принцип работы: Рабочий орган насоса выполнен в виде эксцентрично расположенного ротора, имеющего продольные радиальные пазы, в которых скользят плоские пластины (шиберы), прижимаемые к статору центробежной силой.
Так как ротор расположен эксцентрично, то при его вращении пластины, находясь непрерывно в соприкосновении со стенкой корпуса, то входят в ротор, то выдвигаются из него.
Во время работы насоса на всасывающей стороне образуется разрежение и перекачиваемая масса заполняет пространство между пластинами и далее вытесняется в нагнетательный патрубок.




Шестеренные насосы с наружным зацеплением шестерен предназначены для перекачивания вязких жидкостей, обладающих смазывающей способность.
Насосы обладают самовсасыванием (обычно, не более 4-5 метров).

Принцип действия:
Ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с ведомой и приводит её во вращательное движение. При вращении шестерён насоса в противоположные стороны в полости всасывания зубья, выходя из зацепления, образуют разрежение (вакуум). За счёт этого в полость всасывания поступает жидкость, которая, заполняя впадины между зубьями обеих шестерён, перемещается зубьями вдоль цилиндрических стенок в корпусе и переносится из полости всасывания в полость нагнетания, где зубья шестерён, входя в зацепление, выталкивают жидкость из впадин в нагнетательный трубопровод. При этом между зубьями образуется плотный контакт, вследствие чего обратный перенос жидкости из полости нагнетания в полость всасывания невозможен.




Насосы аналогичны по принципу работы обычному шестеренному насосу, но имеют более компактные размеры. Из минусов можно назвать сложность изготовления.

Принцип действия:
Ведущая шестерня приводится в действие валом электродвигателя. Посредством захвата зубьями ведущей шестерни, внешнее зубчатое колесо также вращается.
При вращении проемы между зубьями освобождаются, объем увеличивается и создается разряжение на входе, обеспечивая всасывание жидкости.
Среда перемещается в межзубьевых пространствах на сторону нагнетания. Серп, в этом случае, служит в качестве уплотнителя между отделениями засасывания и нагнетания.
При внедрении зуба в межзубное пространство объем уменьшается и среде вытесняется к выходу из насоса.




Кулачковые (коловратные или роторные) насосы предназначены для бережной перекачки вызких продуктов, содержащих частицы.
Различная форма роторов, устанавливаемая в этих насосах, позволяет перекачивать жидкости с большими включениями (например, шоколад с цельными орехами и т.п.)
Частота вращения роторов, обычно, не превышает 200...400 оборотов, что позволяет производить перекачивание продуктов не разрушая их структуру.
Применяются в пищевой и химической промышленности.


На картинке можно посмотреть роторный насос с трехлепестковыми роторами.
Насосы такой конструкции применяются в пищевом производстве для бережной перекачки сливок, сметаны, майонеза и тому подобны жидкостей, которые при перекачивании насосами других типов могут повреждать свою структуру.
Например, при перекачке центробежным насосом (у которого частота вращения колеса 2900 об/мин) сливок, они взбиваются в масло.




Импеллерный насос (ламельный, насос с мягким ротором) является разновидностью пластинчато-роторного насоса.
Рабочим органом насоса является мягкий импеллер, посаженый с эксцентриситетом относительно центра корпуса насоса. За счет этого при вращении рабочего колеса изменяется объем между лопастями и создается разряжение на всасывании.
Что происходит дальше видно на картинке.
Насосы являются самовсасывающими (до 5 метров).
Преимущество - простота конструкции.




Название этого насоса происходит от формы рабочего органа – диска, выгнутого по синусоиде. Отличительной особенностью синусных насосов является возможность бережного перекачивания продуктов содержащих крупные включения без их повреждения.
Например, можно легко перекачивать компот из персиков с включениями их половинок (естественно, что размер перекачиваемых без повреждения частиц зависит от объема рабочей камеры. При выборе насоса нужно обращать на это внимание).

Размер перекачиваемых частиц зависит от объема полости между диском и корпусом насоса.
Насос не имеет клапанов. Конструктивно устроен очень просто, что гарантирует долгую и безотказную работу.


Принцип работы:

На валу насоса, в рабочей камере, установлен диск, имеющий форму синусоиды. Камера разделена сверху на 2 части шиберами (до середины диска), которые могут свободно перемещаться в перпендикулярной к диску плоскости и герметизировать эту часть камеры не давая жидкости перетекать с входа насоса на выход (см. рисунок).
При вращении диска он создает в рабочей камере волнообразное движение, за счет которого происходит перемещение жидкости из всасывающего патрубка в нагнетательный. За счет того, что камера наполовину разделена шиберами, жидкость выдавливается в нагнетательный патрубок.




Основной рабочей частью эксцентрикового шнекового насоса является винтовая (героторная) пара, которая определяет как принцип работы, так и все базовые характеристики насосного агрегата. Винтовая пара состоит из неподвижной части – статора, и подвижной – ротора.

Статор – это внутренняя n+1-заходная спираль, изготовленная, как правило, из эластомера (резины), нераздельно (либо раздельно) соединенного с металлической обоймой (гильзой).

Ротор – это внешняя n-заходная спираль, которая изготавливается, как правило, из стали с последующим покрытием или без него.

Стоит указать, что наиболее распространены в настоящее время агрегаты с 2-заходными статором и 1-заходным ротором, такая схема является классической практически для всех производителей винтового оборудования.

Важным моментом, является то, что центры вращения спиралей, как статора, так и ротора смещены на величину эксцентриситета, что и позволяет создать пару трения, в которой при вращении ротора внутри статора создаются замкнутые герметичные полости вдоль всей оси вращения. При этом количество таких замкнутых полостей на единицу длины винтовой пары определяет конечное давление агрегата, а объем каждой полости – его производительность.

Винтовые насосы относятся к объемным насосам. Эти типы насосов могут перекачивать высоковязкие жидкости, в том числе с содержанием большого количества абразивных частиц.
Преимущества винтовых насосов:
- самовсасывание (до 7...9 метров),
- бережное перекачивание жидкости, не разрушающее структуру продукта,
- возможность перекачивания высоковязких жидкостей, в том числе содержащих частицы,
- возможность изготовления корпуса насоса и статора из различных материалов, что позволяет перекачивать агрессивные жидкости.

Насосы этого типа получили большое распространение в пищевой и нефтехимической промышленности.



Насосы этого типа предназначены для перекачивания вязких продуктов с твердыми частицами. Рабочим органом является шланг.
Преимущество: простота конструкции, высокая надежность, самовсасывание.

Принцип работы:
При вращении ротора в глицерине башмак полностью пережимает шланг (рабочий орган насоса), расположенный по окружности внутри корпуса, и выдавливает перекачиваемую жидкость в магистраль. За башмаком шланг восстанавливает свою форму и всасывает жидкость. Абразивные частицы вдавливаются в эластичный внутренний слой шланга, затем выталкиваются в поток, не повреждая шланга.




Вихревые насосы предназначены для перекачивания различных жидкотекучих сред. насосы обладают самовсасыванием (после залива корпуса насоса жидкостью).
Преимущества: простота конструкции, высокий напор, малые размеры.

Принцип действия:
Рабочее колесо вихревого насоса представляет собой плоский диск с короткими радиальными прямолинейными лопатками, расположенными на периферии колеса. В корпусе имеется кольцевая полость. Внутренний уплотняющий выступ, плотно примыкая к наружным торцам и боковым поверхностям лопаток, разделяет всасывающий и напорный патрубки, соединенные с кольцевой полостью.

При вращении колеса жидкость увлекается лопатками и одновременно под воздействием центробежной силы закручивается. Таким образом, в кольцевой полости работающего насоса образуется своеобразное парное кольцевое вихревое движение, почему насос и называется вихревым. Отличительная особенность вихревого насоса заключается в том, что один и тот же объем жидкости, движущейся по винтовой траектории, на участке от входа в кольцевую полость до выхода из нее многократно попадает в межлопастное пространство колеса, где каждый раз получает дополнительное приращение энергии, а следовательно, и напора.




Газлифт (от газ и англ. lift - поднимать), устройство для подъёма капельной жидкости за счёт энергии, содержащейся в смешиваемом с ней сжатом газе. Газлифт применяют главным образом для подъёма нефти из буровых скважин, используя при этом газ, выходящий из нефтеносных пластов. Известны подъёмники, в которых для подачи жидкости, главным образом воды, используют атмосферный воздух. Такие подъёмники называют эрлифтами или мамут-насосами.

В газлифте, или эрлифте, сжатый газ или воздух от компрессора подаётся по трубопроводу, смешивается с жидкостью, образуя газожидкостную или водо-воздушную эмульсию, которая поднимается по трубе. Смешение газа с жидкостью происходит внизу трубы. Действие газлифта основано на уравновешивании столба газожидкостной эмульсии столбом капельной жидкости на основе закона сообщающихся сосудов. Один из них - буровая скважина или резервуар, а другой - труба, в которой находится газожидкостная смесь.




Мембранные насосы относятся к объемным насосам. Существуют одно- и двухмембранные насосы. Двухмембраные, обычно выпускаются с приводом от сжатого воздуха. На нашем рисунке показан именно такой насос.
Насосы отличатся простотой конструкции, обладают самовсасыванием (до 9 метров), могут перекачивать химически агрессивные жидкости и жидкости с большим содержанием частиц.

Принцип работы:
Две мембраны, соединенные валом, перемещаются вперед и назад под воздействием попеременного нагнетания воздуха в камеры позади мембран с использованием автоматического воздушного клапана.

Всасывание: Первая мембрана создает разрежение, когда она движется от стенки корпуса.
Нагнетание: Вторая мембрана одновременно передает давление воздуха на жидкость, находящуюся в корпусе, проталкивая ее по направлению к выпускному отверстию. Во время каждого цикла давление воздуха на заднюю стенку выпускающей мембраны равно давлению, напору со стороны жидкости. Поэтому мембранные насосы могут работать и при закрытом выпускном клапане без ущерба для срока службы мембраны





Шнековые насосы часто путают с винтовыми. Но это совершенно разные насосы, как можно увидеть в нашем описании. Рабочим органом является шнек.
Насосы этого типа могут перекачивать жидкости средней вязкости (до 800 сСт), обладают хорошей всасывающей способностью (до 9 метров), могут перекачивать жидкости с крупными частицами (размер определяется шагом шнека).
Применяются для перекачивания нефтешламов, мазутов, солярки и т.п.

Внимание! Насосы НЕСАМОВСАСЫВАЮЩИЕ. Для работы в режиме всасывания требуется заливка корпуса насоса и всего всасывающего шланга)



Центробежный насос

Центробежные насосы являются самыми распространенными насосами. Название происходит от принципа действия: насос работает за счет центробежной силы.
Насос состоит из корпуса (улиитки) и расположенного внутри рабочего колеса с радиальными изогнутыми лопастями. Жидкость попадает в центр колеса и под действием центробежной силы отбрасывается к его перифирии а затем выбрасывается через напорный патрубок.

Насосы используются для перекачивания жидких сред. Существуют модели для химически активный жидкостей, песка и шлама. Отличаются материалами корпуса: для химических жидкостей используют различные марки нержавеющих сталей и пластика, для шламов - износостойкие чугуны или насосы с покрытием из резины.
Массовое использование центробежных насосов обусловлено простотой конструкции и низкой себестоимостью изготовления.



Многосекционный насос

Многосекционные насосы - это насосы с несколькоми рабочими колесами, расположенными последовательно. Такая компоновка нужна тогда, когда необходимо большое давление на выходе.

Дело в том, что обычное центробежное колесо выдает максимальное давление 2-3 атм.

По этому, для получения более высоких значение напора, используют несколько последовательно установленных центробежных колес.
(по сути, это несколько последовательно соединенных центробежных насосов).

Такие типы насосов используют в качестве погружных скважинных и в качестве сетевых насосов высокого давления.


Трехвинтовой насос

Трехвинтовые насосы предназначены для перекачивания жидкостей, обладающих смазывающей способностью, без абразивных механических примесей. Вязкость продукта - до 1500 сСт. Тип насоса объемный.
Принцип работы трехвинтового насоса понятен из рисунка.

Насосы этого типа применяются:
- на судах морского и речного флота, в машинных отделениях,
- в системах гидравлики,
- в технологических линиях подачи топлива и перекачивания нефтепродуктов.


Струйный насос

Струйный насос предназначен для перемещения (откачки) жидкостей или газов с помощью сжатого воздуха (или жидкости и пара), подающегося через эжектор. Принцип работы насоса основан на законе Бернули (чем выше скорость течения жидкости в трубе, тем меньше давление этой жидкости). Этим обусловлена форма насоса.

Конструкция насоса чрезвычайно проста и не имеет движущихся деталей.
Насосы этого типа можно использовать в качестве вакуумный насосов или насосов для перекачивания жидкости (в том числе, содержащих включения).
для работы насоса необходим подвод сжатого воздуха или пара.

Струйные насосы, работающие от пара, называют пароструйными насосами, работающие от воды - водоструйными насосами.
Насосы, отсасывающие вещество и создающие разряжение, называются эжекторами. Насосы нагнетающие вещество под давлением - инжекторами.




Этот насос работает без подвода электроэнергии, сжатого воздуха и т.п. Работа насоса этого типа основана на энергии поступающей самотеком воды и гидроудара, возникающего при резком её торможении.

Принцип работы гидротаранного насоса:
По всасывающей наклонной трубе вода разгоняется до некоторой скорости, при которой отбойный подпружиненный клапан (справа), преодолевает усилие пружины и закрывается, перекрывая поток воды. Инерция резко остановленной воды во всасывающей трубе создает гидроудар (т.е. кратковременно резко возрастает давление воды в питающей трубе). Величина этого давления зависит от длины питающей трубы и скорости потока воды.
Возросшее давление воды открывает верхний клапан насоса и часть воды из трубы проходит в воздушный колпак (прямоугольник сверху) и отводящую трубу (слева от колпака). Воздух в колпаке сжимается, накапливая энергию.
Т.к. вода в питающей трубе остановлена, давление в ней падает, что приводит к открытию отбойного клапана и закрытию верхнего клапана. После этого вода из воздушного колпака выталкивается давлением сжатого воздуха в отводящую трубу. Так как отбойный клапан открылся, вода снова разгоняется и цикл работы насоса повторяется.



Спиральный вакуумный насос


Спиральный вакуумный насос представляет собой объёмный насос внутреннего сжатия и перемещения газа.
Каждый насос состоит из двух высокоточных спиралей Архимеда (серповидные полости) расположенных со смещением в 180° друг относительно друга. Одна спираль неподвижна, а другая крутится двигателем.
Подвижная спираль совершает орбитальное вращение, что приводит к последовательному уменьшению газовых полостей, по цепочке сжимая и перемещая газ от периферии к центру.
Спиральные вакуумные насосы относятся к категории «сухих» форвакуумных насосов, в которых не используются вакуумные масла для уплотнения сопряженных деталей (нет трения - не нужно масло).
Одной из сфер применения данного вида насосов являются ускорители частиц и синхротроны, что само по себе уже говорит о качестве создаваемого вакуума.



Ламинарный (дисковый) насос


Ламинарный (дисковый) насос является разновидностью центробежного насоса, но может выполнять работу не только центробежных, но и прогрессивных полостных насосов, лопастных и шестеренчатых насосов, т.е. перекачивать вязкие жидкости.
Рабочее колесо ламинарного насоса представляет собой два и более параллельных диска. Чем больше расстояние между дисками, тем более вязкую жидкость может перекачивать насос. Теория физики процесса: в условиях ламинарного течения слои жидкости движутся с различной скоростью по трубе: слой, наиболее близкий к неподвижной трубе (так называемый пограничный слой), течёт медленнее, чем более глубокие (близкие к центру трубы) слои текущей среды.
Аналогично, когда жидкость поступает в дисковый насос, на вращающихся поверхностях параллельных дисков рабочего колеса образуется пограничный слой. По мере вращения дисков энергия переносится в последовательные слои молекул в жидкости между дисками, создавая градиенты скорости и давления по ширине условного прохода. Эта комбинация граничного слоя и вязкого перетаскивания приводит к возникновению перекачивающего момента, который «тянет» продукт через насос в плавном, почти не пульсирующем потоке.



*Информация взята из открытых источников.