Крупнейшая авария на железной дороге. Крупнейшие железнодорожные катастрофы в россии и ссср. железнодорожная катастрофа под уфой (1989)

Железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного по показателям безопасности движения.

Причины железнодорожных катастроф

Наиболее распространённые причины происшествий на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ технических средств;
- нарушение правил эксплуатации;
- усложнение технологий;
- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств;
- рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил безопасности.

Лидирующее положение, порядка 25%, в числе основных причин катастроф на железнодорожном транспорте, занимают сходы с рельсов.
Около 25% крушений и аварии на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах.

Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.
Причиной многих чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

Хронология катастроф

12 июня 1965 года на перегоне Новинка-Чаща под Ленинградом произошло очень крупное крушение. Начальник станции по ошибке выпустил составы навстречу друг другу, машинисты увидели друг друга только за 11 секунд до столкновения.

1 февраля 1988 года на перегоне „Приволжье - Филино" под Ярославлем произошло крушение грузового поезда, который перевозил сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом (СДЯВ первого класса токсичности). Причина крушения - разблокирование стрелки из-за падения на неё разрушенного буфера. В результате образовался очаг химического заражения площадью свыше 5 тысяч квадратных метров. Под угрозой поражения оказались 3 тысячи человек. На восстановительные работы потребовалось почти 18 суток.

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

В том же году на станции Бологое произошло крушение пассажирского поезда. Погибли 31 человек, были ранены 182. 16 августа 1988 года скоростной пассажирский поезд №159 "Аврора" сообщением Ленинград-Москва потерпел крушение на перегоне Березайка - Поплавенец. При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны.

4 октября 1988 года в 4.30 утра на перегоне Свердловск - Сортировочный произошёл взрыв. В воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой. Только по официальным данным, погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое — уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая — осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой.

3 июня 1989 года произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа: при прохождении двух встречных поездов на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкортостан). Причина - взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила. В его эпицентре оказались два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Были сброшены с путей 11 вагонов, из них 7 сгорели полностью, 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. Погибли, по разным данным, 575 или 645 человек.

В ноябре 1989 года на станции Рудный Мурманского отделения Октябрьской железной дороги из-за халатности диспетчера произошло столкновение двух грузовых локомотивов. Одна локомотивная бригада погибла, члены другой получили различные травмы.

В марте 1992 года на разъезде Подсосенка участка "Великие Луки - Ржев” Октябрьской железной дороги пассажирский поезд столкнулся со встречным грузовым составом. В итоге 43 человека погибли, 108 получили травмы.

1 марта 1993 года в Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом - ядовитым веществом, пары которого сильно раздражают слизистые оболочки. Произошла утечка стирола. Пострадали 39 человек, из которых 11 погибли.

3 марта 1992 года на Октябрьской железной дороге скорый пассажирский поезд № 4 Рига-Москва на выходных стрелках разъезда Подсосенки столкнулся с грузовым поездом встречного направления. 41 человек погиб, 16 получили тяжкие телесные повреждения. Обе локомотивные бригады были смертельно травмированы. Крушение произошло из-за проезда запрещающего сигнала локомотивной бригадой пассажирского поезда Рига-Москва.

19 ноября 1993 года в Архангельской области на перегоне Кизема - Лойга произошел наезд дрезины на хвостовой вагон грузового поезда. Из 25 человек, находившихся в дрезине, 24 были травмированы, один скончался.

28 апреля 1994 года в 180 километрах юго-восточнее Уфы (Башкирия) произошла железнодорожная катастрофа: на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека. Причина - нарушение начальником станции правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившего следование поезда на красный светофор.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. 20 человек погибли, 52 были ранены.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд Москва - Киев из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка Московской железной дороги. Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, 11 пассажиров получили ранения разной степени тяжести.

20 июля 1995 года на железной дороге вблизи Сергача Нижегородской области на Горьковской железной дороге столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Три цистерны со сжиженным газом взорвались. Погибли шесть человек, 20 были ранены.

8 августа 1995 года в Краснодарском крае на перегоне Тихорецк - Кавказская Северо-Кавказской железной дороги товарный сборный состав, не доезжая двух километров до станции Кавказская, потерпел крушение. 16 вагонов сошли с рельсов и перевернулись, четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином загорелись. Два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

11 февраля 1996 года в подмосковном Волоколамске на железнодорожном переезде у станции Бухолово электричка столкнулась с автобусом, который перевозил группу школьников. Двое детей погибли, пятеро школьников и водитель автобуса были доставлены в реанимацию.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново - Тальменка Кемеровской железной дороги от грузового поезда отцепились четыре вагона-цементовоза и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. 100 человек было ранено, 17 погибли.

8 июля 1998 года крупная катастрофа произошла в Подмосковье. В районе станции Бекасово-1 щебнеочистительная машина проскочила на запрещающий сигнал семафора. Не пропустив электричку, она врезалась в состав. Машину отбросило на противоположную линию, под колеса встречного поезда. Погибли 3 человека. Если бы авария произошла не в 7 часов утра, жертв было бы гораздо больше.

4 апреля 1999 года в районе станции Воеводское (Мордовия) на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. Авария произошла из-за износа железнодорожного полотна. Под откос пошли 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Были повреждены около 250 метров полотна и 150 метров контактной линии.

26 января 2000 года произошло столкновение пассажирского и товарного поездов на перегоне Торбино - Мстинский мост Октябрьской железной дороги. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека ранены.

9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области столкнулись товарные составы. При ударе четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

25 сентября 2001 года на перегоне Мечетенская - Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону сошли с рельсов шесть вагонов и локомотив пассажирского поезда № 191 Ростов-Баку. Причина аварии - отсутствие 25 метров рельсов пути, снятых неизвестными злоумышленниками.

1 апреля 2002 года вблизи Ярославского вокзала в Москве произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. При ударе у тепловоза оторвало колесную пару. За медицинской помощью обратились 22 человека.

11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры. Четыре человека погибли, девять были ранены.

5 декабря 2003 года в пассажирском поезде Кисловодск - Минеральные Воды, который находился вблизи центрального вокзала города Ессентуки (Ставропольский край), сработало начиненное металлическими предметами взрывное устройство мощностью, равной 30 килограммам тротила. Погибли 47 человек, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

18 декабря 2003 года на 86 километре железнодорожного перегона Ищерская - Стодеревская Северокавказской железной дороги (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава № 2503 сработало взрывное устройство. Жертв не было.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун - Утай (Иркутская область) поезд Владивосток-Новосибирск столкнулся с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный - Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью обратились 42 человека, пятеро из которых были госпитализированы. По заключению ФСБ, сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

15 июня 2005 года на перегоне Зубцово - Арестово сошёл с рельсов железнодорожный состав с мазутом, 10 цистерн перевернулись и разгерметизировались, до 300 тонн мазута вылились на землю, из них около 2 тонн попали в реку Гостюшку - приток реки Вазузы, которая впадает в реку Волгу.

11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда от состава оторвались 12 хвостовых вагонов и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна, повреждена опора линии электропередачи. Жертв не было.

13 августа 2007 года на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги, при проследовании скоростного поезда № 166 "Невский Экспресс", произошла авария. Её причиной стал подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством мощностью 8-9 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва с рельсов сошли электровоз и все 12 вагонов. Травмы получили 60 человек.

27 ноября 2009 года около 22 часов неподалеку от населенного пункта Ерзовка, на 285-м километре участка Октябрьской железной дороги, под локомотивом поезда "Невский экспресс" прогремел взрыв. В момент крушения в поезде находился 661 пассажир. Первые вагоны по инерции на большой скорости проскочили под взрывом, последние три практически были смяты взрывной волной. В этих вагонах находились в тот момент порядка 200 человек. Раненых и выживших эвакуировали по воздуху вертолетами МЧС в больницы близлежащих населенных пунктов.

На 29 ноября известно о 25 погибших, ещё 26 числятся пропавшими без вести. Список потерпевших, поступивших в больницы Москвы, Петербурга, Новгородской и Тверской областей, содержит 104 фамилии.

ЧП на железных дорогах приводят к человеческим жертвам и серьезным разрушениям. Иногда из-за нелепой случайности гибнут сотни человек. Как это происходит? Попробуем разобраться.

Страшные железнодорожные катастрофы в СССР

Железнодорожные перевозки, как пассажирские, так и грузовые, были широко распространены в СССР. Известно о нескольких наиболее крупных железнодорожных катастрофах, произошедших на территории Советского Союза.

Катастрофа под Уфой

Крупнейшей из всех железнодорожных катастроф считается катастрофа под Уфой, произошедшая летом 1989 года. Взрыв прогремел в то время, когда проходили два встречных пассажирских поезда.

Причиной стало облако, появившееся после аварии на находящемся поблизости трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Жертвами взрыва стали пятьсот семьдесят пять человек, примерно столько же было ранено.

Взрыв в Арзамасе

Летом 1988 года в городе Арзамас произошёл взрыв на железнодорожном переезде. Взорвались вагоны с гексогеном. В результате без крова над головой остались более восьмисот человек, сто пятьдесят один дом был полностью уничтожен. Полторы тысячи человек пострадали, взрыв унёс жизни девяносто одного человека.


Катастрофа на станции Каменская

Одной из самых страшных катастроф в СССР считается авария, произошедшая на станции Каменская. Из-за отказавших тормозов грузовой поезд въехал на станцию со скоростью сто километров в час и столкнулся с хвостом стоящего там пассажирского поезда. Была ночь, пассажиры спали. Погибли сто шесть человек, пострадали – сто четырнадцать. Трагедия случилась в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году.

Крупнейшие аварии на железных дорогах в мире

Аварии на железных дорогах периодически происходят во всех странах мира, однако, не все они масштабные и разрушительные. Далее приведём примеры наиболее крупных аварий.

Версальская железнодорожная катастрофа (Франция)

Одна из первых масштабных катастроф на железной дороге произошла в тысяча восемьсот сорок втором году. Поезд, шедший по маршруту Версаль-Париж, был переполнен пассажирами, возвращавшимися с массовых гуляний. Он сошёл с рельсов, в результате чего погибли более пятидесяти человек.


Крушение в штате Бихар (Индия)

Одна из наиболее ужасных катастроф на железной дороге произошла в тысяча девятьсот восемьдесят первом году в Индии. Поезд, перевозивший порядка тысячи пассажиров из-за сильного ветра и попытки притормозить перед вышедшим на железнодорожные пути животным, опрокинулся. Погибшими оказались более пятисот человек.


Авария у станции Стеблова (Чехословакия)

Крупнейшей катастрофой Чехословакии, случившейся на железной дороге, является катастрофа рядом со станцией Стеблова в тысяча девятьсот шестидесятом году. Два поезда врезались «лоб в лоб» на скорости. Это произошло по вине поездной бригады одного из поездов, проехавшего на запрещающий сигнал семафора. Погибли сто восемнадцать человек. Примерно столько же были ранены.

Серьезные ЧП на железных дорогах в современной России

В современной России, к сожалению, так же происходят железнодорожные катастрофы. Вот некоторые из них.

Крушение в Подсосенке

В тысяча девятьсот девяносто втором году поезд, следовавший из Риги в Москву, на переезде Подсосенка столкнулся с грузовым составом. Начался пожар, перекинувшийся на пассажирские вагоны. Погибли сорок человек, пострадали – двадцать два.

Крушение «Невского экспресса»

В две тысячи девятом году по причине теракта произошло крушение поезда «Невский экспресс». Ранеными оказались девяносто восемь человек, погибшими – восемнадцать. Среди погибших было несколько государственных чиновников и известных бизнесменов.


Столкновение в Челябинской области под Ашой

В две тысячи одиннадцатом году из-за неисправности тормозной системы столкнулись два грузовых состава с углём. В результате – семьдесят вагонов сошли с рельсов, два человека погибли.

Самая страшная железнодорожная катастрофа в истории

Самой смертоносной и самой масштабной за всю историю железных дорог является катастрофа, случившаяся в Шри-Ланке, недалеко от деревни Пералия. После того, как в Индийском океане произошло сильное землетрясение, на прибрежную часть Шри-Ланки обрушилось цунами. В воды океана оказался смыт пассажирский поезд, проходивший во время цунами вдоль береговой линии.


По разным данным катастрофа унесла от одной тысячи семисот до двух тысяч человеческих жизней. Это случилось в декабре две тысячи четвёртого года.

Современные поезда создаются с соблюдением всех стандартов безопасности и с применением высоких технологий. Получается даже так, что поезда передвигаются по земле быстрее, чем самолеты. На сайте сайт есть о самых быстрых поездах.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6 ноября 1986 года на станции Користовка столкнулись два пассажирских поезда. Несколько вагонов разбило вдребезги. Пострадали около полутора сотен человек, 44 погибли. К этой дате мы собрали воедино рассказы о самых кровавых катастрофах в истории железных дорог.

Фото: http://www.parovoz.com
2013-11-06 17:15

СССР, 1986 год. 44 погибших, 100 раненых

6 ноября 1986 года на станции Користовка Одесской железной дороги произошло крушение пассажирских поездов № 635 Кривой Рог — Киев и № 38 Киев — Донецк. В результате крушения оказались повреждены локомотивы обоих поездов, разбиты несколько пассажирских вагонов. Погибли 44 человека, ранены 100 человек, из них 27 тяжело.

По официальной версии, машинист поезда № 635 и его помощник заснули на рабочих местах, проигнорировали запрещающий сигнал семафора и лоб в лоб столкнулись с поездом № 38. В ходе следствия они полностью признали свою вину и получили 15 и 12 лет лишения свободы. Помимо этого, суд предписал взыскать с них за материальный ущерб 348 тысяч 645 рублей в равных долях.

Есть и другая версия — в крушении поездов и гибели людей виновата дежурная по станции Користовка. Якобы она, зная, что поезд № 38 опаздывает, решила принять поезд № 635. В то же время 38-й поезд догнал расписание и въезжал на станцию по тому же пути с другой стороны. Запрещающего сигнала не было. После столкновения дежурная по станции пыталась броситься с моста, но её удержали — она была матерью троих детей. Счётчик переключений сигналов сбросили, а крайними сделали локомотивную бригаду 635-го поезда.

Испания, 2004 год. 192 погибших. 2050 раненых

11 марта 2004 года в Мадриде в утренний час пик в пригородных электропоездах прогремело четыре мощных взрыва. Террористы-смертники, которые ехали в разных поездах, таким образом хотели добиться максимального количества жертв. Теракты были тщательно продуманы: они были проведены за три дня до парламентских выборов в Испании и ровно через 911 дней после атаки на США 11 сентября 2001 года («9/11»). Как оказалось, диверсию совершили радикальные исламисты, близкие к «Аль-Каиде». В результате взрывов погибли 192 человека из 17 стран мира, более 2050 были ранены.

Иран, 2004 год. 295 погибших. 460 раненых

18 февраля 2004 года в Иране, в районе села Хайям, сошли с рельсов вагоны с опасным грузом: серой, бензином, нитратными удобрениями и хлопком. На аварию пришли посмотреть множество зевак из деревни, журналисты и даже политики, которые решили на этом несчастном случае поднять себе рейтинги. Из-за сильной жары от пламени взрывоопасные вагоны сдетонировали. Эксперты потом оценили мощность взрыва в 180 тонн в тротиловом эквиваленте. В результате село Хайям было разрушено, а сам взрыв слышали даже в 70 километрах от эпицентра. Из-за взрыва погибли 295 человек и ещё 460 человек получили ранения.

Египет, 2002 год. 380 погибших

20 февраля 2002 года в Египте обычная поездка по маршруту Каир — Луксор обернулась настоящей трагедией для пассажиров. В районе города Аль-Айят один из вагонов третьего класса загорелся. Из-за того, что машинист не сразу заметил пламя, он проехал ещё 10 километров. В это время, на скорости, пламя начало разрастаться всё сильнее и сильнее, захватывая последующие вагоны. Таким образом огонь уничтожил семь вагонов. Жертвами катастрофы стали более 380 человек, несколько сотен получили ожоги и ранения.

Шри-Ланка, 2004 год. 1750 погибших

26 декабря 2004 года произошло самое масштабное крушение поезда в истории железнодорожного транспорта. Оно произошло по вине печально известного цунами, который обрушился на побережье Шри-Ланки. В момент, когда пассажирский поезд стоял, ожидая зелёного сигнала семафора у деревушки Пералия, с океана на берег обрушилась гигантская волна цунами, которая смела с железнодорожных путей огромный состав, находившийся в 10 метрах от берега. 80-тонный тепловоз был отброшен на 50 метров, а 30-тонные вагоны разбросало по окрестностям. Два вагона унесло в океан. Лишь на третий день спасатели смогли подобраться к поезду. В катастрофе из 1900 человек, находившихся в поезде, выжили не более 150.

Япония, 2005 год. 107 погибших, 562 раненых

25 апреля 2005 года в Японии скоростной поезд отставал от графика, поэтому машинист решил рискнуть и превысил скорость до 116 км/ч на опасном повороте, где максимально разрешённой скоростью было 70 км/ч. В результате поезд сошёл с рельсов и врезался в здание паркинга недалеко от станции Амагасаки. Два первых вагона от удара были буквально расплющены, остальные тоже оказались сильно повреждёнными. В поезде находились около 700 человек, из них 107 погибли, 562 получили ранения.

Железнодорожному транспорту уже два века, и он продолжает совершенствоваться. Поезда и электрички становятся быстрее, удобнее, доступнее. Но безопасность как будто бы остается на прежнем уровне. Ежегодно по всей Земле различные происшествия на железных дорогах уносят жизни сотни человек. Алексей Нарышкин вспомнил самые страшные катастрофы:

К серьезным происшествиям на железных дорогах не всегда приводит техническая неисправность или пресловутый «человеческий фактор». 26 декабря 2004 года причиной самой страшной в истории этого транспорта катастрофы стала стихийное бедствие. В тот день пассажирский поезд «Королева морского побережья» (“Queen of the Sea Line”) как всегда отправился из столицы Шри-Ланки, города Коломбо в южную провинцию. Маршрутом активно пользовались как местные жители, так и туристы. Для них этот рейс был настоящим аттракционом - можно было любоваться видами Индийского океана и красотами природы.


У деревни Пералия поезд долго сделал вынужденную остановку перед семафором. К тому моменту власти уже знали о сильнейшем землетрясении в Индийском океане, но связаться с машинистом и предотвратить трагедию не удалось - на состав обрушились одна за другой волны цунами. Их высота достигала 9 метров.

Самая страшная катастрофа на железных дорогах - в 2004 году на Шри-Ланке

Поезд смыло с путей, он перевернулся и моментально заполнились водой. Многотонные вагоны отнесло на сотни метров от береговой линии в джунгли. Выбраться из ловушки удалось немногим. Выжили около 200 пассажиров.


Добраться до сильно пострадавшего района спасатели смогли только на третьи сутки. Погибшими и пропавшими без вести признаны более 1700 человек. Родственники жертв приезжают каждый год на памятную церемонию, которая проходит на побережье.



Большинство жертв этой трагедии были безбилетниками и спекулянтами, которые пытались нажиться на продаже дефицитных товарах во Вторую мировую войну. Паровозы тогда работали на некачественном угле. Их тяга была невелика, поезда двигались медленно, в гору вообще заезжали с большим трудом. Запрыгнуть в вагон на ходу не представляло особого труда.


2 марта 1944 года рядом с деревней Бальвано на юге Италии перегруженный состав почти на час застрял в длинном тоннеле. Большинство пассажиров отравились продуктами горения и задохнулись. Выжить удалось тем, кто находился в последних вагонах, ближе к свежему воздуху. Тщательного расследования никто тогда не стал проводить.

Безбилетники и спекулянты погибли в Италии в 1944 году

Поезд, как выяснилось, вели сразу два локомотива. Скорее всего, несогласованные действия машинистов привели к его полной остановке.


Руководство итальянских железных дорог после этого разработало специальный порядок прохождения тоннелей и в целом ужесточило требования к безопасности. Хотя поначалу информацию об этой трагедии попытались замять. Таким же образом чуть ранее поступили и власти Испании, где аналогичное ЧП с еще большим количеством умерших от асфиксии случилось в самом начале 1944 года.

Железнодорожная сеть Индии - одна из крупнейших в мире. Поездов не хватает, поэтому жители добираются до работы и домой на крышах или хоть как-то прицепившись к вагону. Возможно, именно поэтому катастрофа в штате Бихар унесла жизни более 800 человек.


6 июня 1981 года пассажирский состав был опрокинут ураганным ветром с моста в реку Багмати. Спасательная операция шла несколько дней. Обнаружили лишь две сотни тел. Большую часть унесло течением.


В прессе высказывались альтернативные версии случившегося. Среди причин - неисправная тормозная система. Также звучало предположение, что поезд рухнул в реку, когда машинист резко затормозил, переходившую через пути корову.

За эту катастрофу, в которой погибли около 700 французских солдат, никто не понес наказание. Тех, кого пытались привлечь к ответственности, в итоге оправдал суд. 12 декабря 1917 году военный эшелон №612 возвращался из Италии. Служащим полагался двухнедельный отпуск, чтобы они встретили Рождество вместе с близкими.


В коммуне Мадон к поезду присоединили еще несколько вагонов. Машинист отказался везти перегруженный состав до Парижа, догадываясь о возможных проблемах по дороге, но потом под угрозой трибунала все же согласился. В районе Сен-Мишель-де-Морьен поезд начал спуск со склона, слишком разогнался и уже не мог тормозить. На одном из крутых поворотов сцепка в поезде порвалась. Паровоз устремился дальше. Деревянные вагоны на полной скорости стали по очереди вылетать с рельс и врезаться в друг друга.


От свечей, освещавших вагоны, начался пожар. Перевозимые боеприпасов стали взрываться и огонь разгорался все больше. Потушить все удалось через сутки. Информацию о трагедии попытались засекретить, но через четыре дня о происшествии уже сообщили газеты.

Ни одна другая катастрофа на железной дороге в СССР и в современной России не сравнится по своим масштабам с той, что произошла 4 июня 1989 года у станции Улу-Теляк Иглинского района Башкирии в 50 км от Уфы.


Все случилось ночью. В момент прохождения двух пассажирских составов («Новосибирск – Адлер» и «Адлер-Новосибирск») взорвалась углеводородная газовая смесь, которая вытекла из газопровода. Возгорание могло произойти из-за искры, возникшей в результате торможения.


Масштабы ЧП были ужасающими. По неофициальным данным, мощность взрыва была примерно такой же, как в Хиросиме - около 12 килотонн.

Крупнейшая авария под Уфой унесла жизни 575 человек

Вагоны разбросало рядом с путями. Некоторые полностью выгорели. Около 200 человек погибли сразу, еще несколько сотен пострадавших скончались от полученных травм и ожогов в последующие дни.


По количеству жертв катастрофа входит в пятёрку самых крупных подобных происшествий в мире. Официальное число погибших - 575 человек, почти треть - дети (оба поезда везли постояльцев летнего лагеря).

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 августа 2017 года в Египте в районе г. Александрия пассажирский состав, направлявшийся в Каир, на полном ходу врезался в остановившийся из-за поломки поезд, следовавший по маршруту Порт-Саид - Александрия.

По данным минздрава Египта, в столкновении погиб 41 человек, еще 132 пострадали.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о крупных железнодорожных катастрофах, которые произошли в различных странах мира.

3 января 1944 года под г. Леон (Испания) во время столкновения двух поездов в тоннеле погибли около 500 человек.

6 августа 1952 года на станции Дровнино на Западной железной дороге в Можайском районе Московской области шедший на большой скорости поезд столкнулся с лошадью, в результате чего поезд сошел с рельсов. Погибли 109 человек.

8 октября 1952 года в черте Лондона (Великобритания) столкнулись два поезда, а спустя 30 минут в них врезался третий поезд. Погибли 112 человек, пострадали 340 человек.

6 июня 1981 года близ г. Патна в штате Бихар (Индия) ураганным ветром с моста в реку Багмати были опрокинуты семь вагонов пассажирского поезда. Погибли более 800 человек.

7 августа 1987 года в Ростовской области (СССР) электровоз грузового поезда, разогнавшись на спуске до 140 км/час, врезался в задние вагоны пассажирского поезда "Ростов-на-Дону - Москва". Погибли 106 человек, ранения получили 114, материальный ущерб составил свыше 1,5 млн рублей. В ходе следствия выяснилось, что крушение произошло из-за неисправности тормозной системы в составе грузового поезда.

3 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов на находящемся рядом трубопроводе в результате аварии произошел взрыв. Погибли 575 человек, ранения получили более 600.

15 января 1989 года близ г. Дакка (Бангладеш) в результате столкновения пассажирских поездов 135 человек погибли, более тысячи получили ранения.

3 января 1990 года близ г. Суккур (Пакистан) при столкновении пассажирского и товарного поездов 307 человек погибли, 430 получили ранения.

16 апреля 1990 года в штате Бихар (Индия) из-за пожара в пассажирском поезде погибли около 100 человек.

9 июня 1991 года свыше 100 человек погибли и около 250 получили ранения в результате железнодорожной катастрофы на юге Пакистана.

6 сентября 1991 года близ города Пуэнт-Нуар (Конго) в результате столкновения товарного поезда с пассажирским погибли более 100 человек, десятки получили ранения.

22 сентября 1994 года в провинции Уила (Ангола) в результате крушения товарного состава, на платформах которого находилось много людей, погибли 300 человек и 147 получили ранения.

21 августа 1995 года в штате Уттар-Прадеш (Индия) при столкновении пассажирских поездов погибли около 350 человек и свыше 400 получили ранения.

3 марта 1997 года в провинции Пенджаб (Пакистан) в железнодорожной катастрофе погибли 128 человек.

29 апреля 1997 года на станции Жунцзявань в провинции Хунань (Китай) в результате столкновения пассажирских поездов 100 человек погибли, около 300 получили ранения.

3 июня 1998 года в федеральной земле Нижняя Саксония, близ г. Эшеде (Германия), легковой автомобиль, пробив заграждение, упал с моста на железнодорожные пути. Шедший со скоростью 200 км/час поезд, в котором находились более 700 пассажиров, сошел с рельсов и врезался в опору другого моста. В результате мост обрушился, и его обломки упали на вагоны пассажирского состава. Погибли более 100 человек.

26 ноября 1998 года в штате Пенджаб (Индия) в результате железнодорожной катастрофы 108 человек погибли, 230 получили ранения.

2 августа 1999 года на станции Гайсал в штате Западная Бенгалия (Индия) в результате столкновения пассажирского экспресса со стоявшим у перрона поездом погибли 280 человек.

20 февраля 2002 года в результате пожара в пассажирском поезде Каир - Луксор (Египет) погибли 373 человека, 74 человека получили ранения и ожоги. Причиной случившегося стало короткое замыкание в электропроводке состава. Это самая масштабная катастрофа в истории железнодорожного транспорта Египта.

25 мая 2002 года в г. Моамба (Мозамбик) потерпел крушение поезд, состоявший из пассажирских и товарных вагонов. Погибли более 200 человек, 400 получили различные травмы.

24 июня 2002 года в Танзании в результате столкновения пассажирского и товарного поездов 281 человек погиб и около 900 получили ранения. Причиной катастрофы стал отказ тормозов пассажирского поезда.

9 сентября 2002 года в штате Бихар (Индия) пассажирский экспресс сошел с рельсов и упал с моста в реку. Погибли не менее 150 человек, более 200 человек получили ранения.

18 февраля 2004 года близ г. Нишапур (Иран) при столкновении грузовых составов взорвались цистерны с бензином. В результате пожара около 400 человек погибли и 460 получили ранения.

22 апреля 2004 года на станции Ренчхон (КНДР) произошло столкновение поездов, один из которых перевозил нефть, другой - сжиженный газ. Катастрофа привела к сильному взрыву, в результате которого погибли 170 человек, ранения получили около 1300 человек.

26 декабря 2004 года в районе селения Пералия (Шри-Ланка) произошла железнодорожная катастрофа, в которой погибли около 2 тыс. человек. Причиной трагедии стало землетрясение и цунами. Эта катастрофа считается крупнейшей в истории железнодорожного транспорта.

25 апреля 2005 года в г. Амагасаки, префектура Хиого, о. Хонсю (Япония) сошли с рельсов пять из семи вагонов скоростной электрички. Первый вагон поезда на большой скорости врезался в 9-этажный жилой дом. Погибли 108 человек, ранения получили более 450.

13 июля 2005 года на станции Готки в провинции Синд (Пакистан) поезд врезался в стоящий на путях состав. Сошедшие с рельсов вагоны перекрыли соседний путь, где их протаранил проходивший мимо экспресс. Погибли около 300 человек, более тысячи получили ранения.

29 октября 2005 года близ населенного пункта Валукоду в штате Андхра-Прадеш (Индия) сошли с рельсов и обрушились с моста локомотив и семь вагонов пассажирского поезда. Погибли 200 человек, около 100 получили ранения. Катастрофа произошла в условиях сильнейшего наводнения.

1 августа 2007 года в Демократической Республике Конго более 160 человек погибли в результате железнодорожной катастрофы в провинции Касаи в центральной части страны.

10 июля 2011 года в Индии в 120 км от города Лакхнау, административного центра штата Уттар-Прадеш, произошло крушение пассажирского поезда. Машинист включил аварийное торможение, чтобы не врезаться в стадо коров, пересекавших железнодорожные пути. В результате с рельсов сошли 12 вагонов и локомотив поезда. 80 человек погибли, более 350 получили ранения.

6 июля 2013 года в Лак-Межантике (Канада) сошел с рельсов состав из 72 цистерн с нефтью, который следовал из США на нефтеперерабатывающий завод в Квебеке. В результате катастрофы начался пожар, в котором погибли 47 жителей города, 30 человек, считавшихся ранее пропавшими без вести, признаны погибшими. 2 тыс. жителей близлежащих районов города были эвакуированы. Пожаром было уничтожено свыше 40 зданий. Общая сумма ущерба превысила $200 млн.

24 июля 2013 года в Сантьяго-де-Компостела (административный центр Галисии, Испания) потерпел крушение поезд, следовавший из Мадрида в Ферроль. Погибли 80 человек, ранения различной степени тяжести получили 178 человек. Машинист поезда взял вину на себя, признав, что превысил скорость на повороте.

22 апреля 2014 года в провинция Катанга Демократической республики Конго сошли с рельсов 15 вагонов товарного поезда с сотнями нелегальных пассажиров. Погибли 48 человек, около 150 были ранены. Причиной крушения стало превышение безопасной скорости из-за неполадки двигателя одного из двух локомотивов.

20 марта 2015 года в Индии локомотив и два вагона пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Дехрадун - Варанаси, сошли с рельсов на станции Бахраван в округе Рай-Барели (штат Уттар-Прадеш). Погибли 58 человек, более 150 человек пострадали. По информации Министерства железных дорог Индии, катастрофа произошла из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал светофора.

4 августа 2015 года при крушении двух пассажирских поездов на мосту через реку Мачак в районе г. Харда (штат Мадхья-Прадеш, Индия) погибли по меньшей мере 32 человека, пять пропали без вести и свыше 40 человек получили ранения. Конструкции железнодорожного моста были подмыты в результате наводнения и не выдержали веса двух составов, следовавших в противоположных направлениях. Основной причиной гибели людей стало поражение электрическим током.

12 июля 2016 года между населенными пунктами Корато и Андрия в окрестностях г. Бари (область Апулия, Италия) на одноколейной железнодорожной линии произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов. В результате погибли 23 человека и свыше 50 человек пострадали.

21 октября 2016 года пассажирский поезд, следовавший из столицы Камеруна Яунде в крупнейший город страны, Дуалу, сошел с рельсов в 120 км западнее станции отправления. В результате погибли не менее 79 человек и еще свыше 550 человек получили ранения разной степени тяжести. Большое количество жертв и пострадавших было вызвано переполненностью поезда (рассчитанный на 600 пассажиров состав перевозил более 1 тыс. 300 человек).

20 ноября 2016 года в 100 км южнее г. Канпур (штат Уттар-Прадеш, Индия), в районе городка Пухрайан, сошли с рельсов 14 вагонов пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Индор - Патна. В результате погиб 151 человек и еще порядка 200 человек пострадали. По предварительным данным, причиной катастрофы стало повреждение рельса.

25 ноября 2016 года близ железнодорожной станции Хафт Хан (Иран) пассажирский поезд, следовавший из Тебриза в Мешхед, остановился по неустановленной причине, после чего в него врезался другой пассажирский состав. В результате пять вагонов сошли с рельсов, два вагона загорелись. Погибли не менее 36 человек, еще около 70 человек пострадали.

21 января 2017 года в Индии скоростной пассажирский поезд-экспресс Hirakhand, следовавший из Джагдалпура в Бхубанешвар, сошел с рельсов близ станции Кунеру (округ Визианагарам, штат Андхра-Прадеш). Опрокинулись тепловоз и девять вагонов. В результате катастрофы и возникшей в вагонах давки погиб 41 человек и 68 получили ранения.