Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи. Интересные факты из жизни муравьев Необычное представление детей о муравьях

Тематическая беседа для начальных классов «Кто ты, муравей, и какую пользу приносишь природе?» Материал с фото.

Носкова Наталья Юрьевна
Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ – Верх-Тулинская СОШ № 14 Новосибирская область
Описание: Представляю Вашему вниманию материал о важности роли муравьёв в жизни леса, почвы. Данная беседа предназначена для пополнения копилки педагогов, воспитателей. Материал будет интересен детям младшего школьного возраста и воспитанникам детского сада. Фотографии привлекут к беседе детское внимание.
Цель: ознакомление с жизнью муравьёв и их пользой для природы.
Задачи: - углублять знания детей о муравьях;
- развивать внимательность, интерес к познанию нового о природе и её
обитателях;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Кто ты, муравей, и какую пользу приносишь природе?


На земле живёт несколько тысяч видов муравьёв. Так, в тёплых странах их насчитывается более 140 видов, а в Новосибирской области – около 24 видов. Муравьи живут семьями. Одному муравью не выжить. Гнездо семьи состоит примерно из 100 тысяч муравьёв, имеет диаметр около 40 см и высоту 40-50 см. Это маленькие муравейники, и если они не разрастутся, то, как правило, семья погибает. Подсчитано, что погибает 83% подобных гнёзд. Чем больше муравейник, тем меньше вероятность гибели его. В самых больших муравейниках – с диаметром купола 1,4 м – обитают около 870 тысяч муравьёв. В связи с этим нужно всегда помнить, что разбрасывание муравейника несёт гибель муравьям.
Сибирские виды муравьёв обитают в земле, в древесине, либо поселяются в квартирах и домах человека. Обычное гнездо состоит из многочисленных камер, соединённых ходами.

Построено это сооружение таким образом, чтобы можно было, меняя планировку (открывая и закрывая наружные двери и двери разных отсеков), регулировать температуру и влажность в жилище, не допуская там роста грибов – плесени. В муравейнике есть склады специальные помещения, где выращивают личинок и куколок. В других, более обширных, обитают царицы со своей свитой. Свита моет, чистит, кормит царицу и оттаскивает в особое помещение снесённые ею яйца. Здесь присутствуют и воины, которые охраняют их.
Муравьи, обитающие в муравейнике, отличаются по росту, телосложению, конфигурации их частей тела. Наиболее крупные из них – муравьиные царицы. Самки заметно больше муравьёв-солдат. Но зато у последних большая голова с огромными челюстями, которыми они свободно перекусывают врага. Такой головой солдат свободно затыкает вход в муравейник и защищает его от врага. Однако, такими челюстями самому муравью нельзя есть. Поэтому солдат кормят.
Более мелкие и шустрые муравьи выполняют роль нянек. Они прибирают, перестраивают помещения, кормят солдат, цариц, личинок, стерегут куколок, сохраняют запасы, а при необходимости могут и тревогу поднять. И, наконец, муравьи средних размеров с длинными ногами и хорошо развитыми глазами (муравьи-фуражиры). Это те, кто целые дни бегает в окрестностях муравейника, добывают корм и тащат его в гнездо, где с большой любовью размещают его в кладовых.
Муравьи ловят многочисленных животных (личинок, мух и жуков, яйца бабочек, пауков, кузнечиков и др.), в окрестностях гнезда собирают сладкие выделения некоторых насекомых и нектар с цветков. Очень любят сладкий сок растений: берёзы, клёна. Жизнь заставляет муравьёв быть очень экономными, поэтому погибшего товарища они не просто выносят из гнезда, а тщательно выедают из него всё съедобное, а его скелет идёт на постройку муравейника.


Муравей – сильное животное. Он свободно тянет груз, в 20, а то и в 50 раз превышающий его собственный вес. Если добыча особенно тяжела, то множество муравьёв её дружно подхватывают. Однако, здесь есть одна особенность: каждый из них, схватив челюстями добычу, тащит её в свою сторону. Несмотря на это, добыча всё-таки медленно движется к муравейнику, потому что с его стороны подбегают всё новые муравьи, которым приходится тащить не только добычу, но и своих родственников.
Как же ориентируются муравьи в этом мире? В этом им помогает особое вещество, выделяемое в их организме, и чуткие органы чувств, позволяющие уловить его. Многие вещества выделяются вместе с пищей. Муравей ведь не может есть один. Он приносит пищу в зобике, из которого сам есть не может, зато кормит сразу сотни три своих родственников. Правда свою пищу муравей берёт из зобика другого собрата. Царица выделяет особое вещество, которое заставляет выполнять её подчинённых ту или иную работу. Когда погибает она, то уже через несколько минут весь муравейник узнаёт об этом, так как её сигнальное вещество перестаёт поступать в пищу нянек. Такое сигнальное вещество может выделить любой муравей, например, дающий сигнал тревоги. Очень хорошо используют муравьи вещество, которое выделяют железы на их лапках (следовые запахи). Поэтому муравей не может потеряться, он всегда найдёт дом по своему следу. По следу любого муравья могут отыскать оставленную им добычу другие собратья. Причём, след в этом случае будет пахнуть совсем по-особому: запахом богатой добычи.


Осенью или в конце лета в каждом муравейнике появляются крылатые самцы и самки. Вскоре самцы погибают, а самка ищет себе укрытие на зиму. Перезимовав, она роет себе норку и откладывает яйца. Появившихся из них личинок, она сама выкармливает запасами из своего зобика и выращивает рабочих муравьёв, которые расширяют норку самки. Постепенно она превращается в общее гнездо – муравейник.
Всё лето муравейник разрастается, а к осени готовится зимовать. Закрываются все норки, верхние галереи утепляются, а внизу муравьи начинают собираться в «клубок». Так, прижавшись, друг к другу, они зимуют.
Но вот снова наступила весна. С первыми весенними потоками вылезают на купола муравейников большое количество зимних затворников, образуя живую подушку. Это муравьи – теплоносцы. Они, нагреваясь на солнышке, несут это тепло во внутрь гнезда, тем самым, согревая своих собратьев и гнездо. От этого муравейник начинает оживать.
Жизнь муравьёв очень короткая. Рабочие и солдаты муравейника живут не более года, а фуражиры и того меньше (2-3 месяца). Только царицы могут прожить около 20 лет, хотя средняя продолжительность их жизни составляет не более 10 лет. Сам же муравейник при благоприятных условиях может просуществовать более 100 лет. Иногда такие поселения муравьёв могут занимать несколько квадратных километров. Муравьи в таких поселениях знакомы между собой. Если не хватает рабочих в одном муравейнике, то ему поможет соседний. Были такие случаи, когда один муравейник снабжал другой личинками.


Велика роль муравьёв для развития природы. Сооружая гнездо, они оказывают серьёзное воздействие на почву, где строят гнёзда большинство видов этих насекомых.

На одном гектаре может находиться до 7-8 тысяч муравейников, причём число гнёзд менее тысячи на 1 га – явление редкое. Муравьи перемещают почву, изменяют её механически и химически. Одновременно улучшают доступ воздуха к корням растений. Муравьи участвуют в механическом разрушении древесины, ускоряя тем самым процесс её разложения. Муравейники представляют собой очаги повышенного плодородия почв. Гнёзда рыжих лесных муравьёв, которые старше десяти лет, имеющие диаметр более 1 м, называют «фабриками плодородия». Отмечен более быстрый рост сосны в местах, где имеется большое число муравейников. Масса травостоя вокруг гнёзд среднего муравья-жнеца в 5-8 раз выше, чем там, где их нет.


Муравьи охотятся за животными, которых называют вредными насекомыми, они порой достигают в их добыче более 90%. Деятельность муравьёв по уничтожению вредных насекомых, безусловно, даёт положительный эффект в сохранении растительности, а особенно – древесного яруса. Так, за 12 часов муравьи приносят в свой дом 33 тысячи яиц, куколок, гусениц. Один муравейник, таким образом, охраняет четвёртую часть гектара леса.
Муравьи служат пищей для многих животных. Ими питаются певчие птицы, змеи, ящерицы, барсуки, лисы, медведи и др. Гнёзда рыжих лесных муравьёв используются как места зимних ночёвок кабанами. Глазырина Вика, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание материала: Данная сказка написана для детей от 5 до 7 лет. Поэтому она будет интересна учителям начальных классов и воспитателям. В этой сказке рассказывается о жизни муравьев и о том, как маленький муравьишка полюбил труд. Эту сказку можно использовать в детском саду, на уроках внеклассного чтения в школе и для прочтения в семейном кругу.
Цель: Формирование трудолюбия через содержание сказки.
Задачи:
- рассказать о том, как муравьи умеют работать дружно, сообща;
- развивать память, внимание, воображение, смекалку, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать уважение к старшему поколению, желание помогать членам семьи, сопереживание, интерес к чтению сказок.


Ленивый Муравей.
В одном небольшом лесу, жил был муравей. Он был очень хитрый и ленивый муравей. Друзей у него не было.
Вместе с ним на полянке жили остальные муравьи, но они все любили работать. Утром рано – рано – рано они просыпались, умывались, каждое утро они делали зарядку, съедали на завтрак вкусную и сладкую кашку и под музыку они отправлялись работать.


Муравьи целый день трудились, строили большой дом – муравейник, работали не покладая рук. Таскали на своей спине ветки, листья, а ленивый муравей не хотел ничего делать, он не помогал своим братьям – муравьям.
Любимым занятием ленивого муравья были игры, он очень любил всем мешать и всех отвлекать. Муравьи работают целый день, а ленивый муравей над ними подшучивает, смеется.


Так как ему не с кем было играть, все были заняты делом, ему приходилось самому себя развлекать. Он повисит на грибочках в лесу,


попрыгает по травке, полазает по кустикам.
Однажды самый старый и мудрый муравей спрашивает у него:
- Почему ты не помогаешь своим друзьям строить дом? Ведь скоро придет зима, выпадет снег и будет очень холодно. Где ты будешь зимовать? Мы тебя к себе не пустим, ты же нам не помогаешь? – проговорил Старый муравей на одном дыхании.
- Столько много вопросов, мне на какой вопрос, нужно ответить в первую очередь? – спросил ленивый Муравьишка, продолжая стоять на мягкой, зеленой травке.
- Мне так хорошо на лужайке, я на солнышке стою,
Песни громко я пою. И запел еще громче свою любимую песенку.
«Я самый хитрый муравей!
Пусть у меня и нет друзей!
Но я работать не хочу,
Да и работу не люблю.
Очень солнышко люблю,
И по лесу я брожу.
Я гуляю и играю.
Никого не замечаю».


- Мы ведь тоже не всегда работаем, мы и отдыхаем, и играем тоже, - сказал старый Муравей.Давай вместе с нами работать и повеселимся вместе, - снова проговорил старый Муравей.
- Еще чего!- ответил Ленивый муравьишка. Я работать не привык, не буду.
Муравей гулял – гулял и не заметил, как наступили холода, пришла холодная зима, выпал беленький, пушистенький снежок. Ходил, бродил муравей по лесу. Вокруг никого не видно, все попрятались в свои норки, домики. И тогда он понял, что ему негде жить, негде погреться.
Муравей задумался и осознал, как он был не прав, что ленился и не работал. Он думал, что всех перехитрит, все его будут умолять и упрашивать поселиться у них. Но увы, ничего этого не произошло.
Долго думал муравей, что же ему делать и пошел проситься в дом – муравейник к своим братишкам – муравьишкам. Муравей извинился перед всеми, дал слово, что теперь он будет помогать им во всем, работать наравне со всеми. Братишки, конечно же его простили и пустили к себе жить в дом – муравейник.
И зажили они весело и дружно, помогая друг другу и поддерживая во всем. И появилось у муравья много друзей, с которыми он веселился и играл от души.


Мораль, сей сказки такова, нужно уважать старших, помогать друзьям и позаботиться о себе заранее.

Муравей принадлежит к классу насекомые, типу членистоногие, отряду перепончатокрылые, семейству муравьи (лат. Formicidae). По организации муравьи относятся к группе общественных насекомых с четким разделением на три касты: рабочие особи, самки и самцы.

Кроваво-красный муравей (рабовладелец) (лат. Formica sanguinea) широко распространен в Европе, средней полосе России, встречается в Китае и Монголии. Рабочие особи имеют длину до 8 мм и черное тело с оранжевой головой. Матка муравья вырастает до 10 мм и отличается красной головой и оранжевого цвета грудью. Летние гнезда муравьи устраивают в полусгнивших пнях, в земле и под камнями, в зимнее время семья перебирается в другое гнездо, расположенное у основания деревьев. Типичным образом жизни данного вида муравьев являются грабительские набеги на муравейники бурых лесных, прытких и других муравьев. Захваченные куколки приносятся в гнездо и воспитываются в качестве «рабов».

Желтый муравей-амазонка (лат. Polyergus rufescens) – вид муравьев, отличающийся достаточно крупными размерами: самки достигают почти сантиметровой длины, размеры самцов несколько скромнее – 6-7,5 мм, «солдаты» еще мельче и редко вырастают более 5-7 мм. Самки и «солдаты» окрашены в желто-красноватые тона, тельце обычно покрыто черными волосками. Самцы муравьев черные, конечности и усики бурого цвета. Вид обитает в странах Европы, в западных регионах Азии, на западе Сибири. Муравей-амазонка предпочитает селиться во влажных лесах, выбирая для постройки муравейника просеки и опушки. Амазонки ведут рабовладельческий образ жизни, похищают других муравьев в стадии куколок, а затем используют их в качестве рабов, рабочей силы.

Муравьи-легионеры или муравьи-кочевники (дорилины, бродячие муравьи) (лат. Dorylinae) – подсемейство кочевых муравьев, обитающих исключительно в тропиках и субтропической зоне. Особенно распространены муравьи-легионеры в Центральной и Южной Америке, встречаются на территории Африки. Обитают огромными колониями, основную часть которых составляют рабочие особи. Муравьи кочевники уничтожают на своем пути все, что годится в пищу. Несмотря на средние размеры в 2-4 мм, данный вид муравьев «берет» своей численностью, истребляя при нашествиях посевы культурных растений и питаясь их соками.

Где обитают муравьи?

Этих насекомых можно наблюдать на всех континентах, во всех природных областях и климатических зонах. Их нет только в суровом климате Арктики и Антарктиды, на холодных островах Гренландии и Исландии, а также в знойных пустынях. В районах с умеренным и холодным климатом муравьи зимой впадают в спячку.

В основном, эти насекомые строят себе жилища-муравейники в прелой или гнилой древесине, в почве и под мелкими камнями. Некоторые виды муравьев захватывают чужие гнезда или живут рядом с человеком.

Пища муравьев разнообразна и зависит от вида. Рацион питания большинства видов состоит из растительной и животной пищи, причем питается каждая особь по нескольку раз в сутки.

Источником белка, необходимым для роста и развития личинок муравьев в природе, становятся мертвые насекомые, останки животных, трофические яйца, откладываемые маткой при переизбытке еды, яйца насекомых-вредителей и полупереваренная пища взрослых муравьев. Личинки домашних муравьев довольствуются молочными продуктами, желатином и остатками яичных блюд. Питание матки муравьев также состоит из белковой пищи, которую специально пережевывают ухаживающие за ней муравьи.

Основу углеводного меню большинства муравьев составляют медвяная роса (сахаросодержащие соки листвы, выделяемые при перепадах температуры) и падь - сладкие выделения насекомых, в особенности . Муравьи – молочные фермеры выращивают тлю для себя, пасут ее, выхаживают и защищают ее приплод от других муравьев. Эти пастухи доят своих домашних питомцев и питаются их молоком.

Дополнительными компонентами пищи муравьев в природе могут быть семена и корни растений, орехи, древесные соки. Некоторые муравьи выращивают в муравейниках в качестве пищи колонии грибов, а также питаются и насекомыми.

Муравьи – жнецы употребляют сухие семена растений, сухие плоды и зерновые культуры. Они способны запасти 1 кг сырья, что дает возможность прокормиться зимой целой колонии муравьев. Муравьи-листорезы приносят в муравейник кусочки листьев, пережевывают и хранят в своеобразных камерах-теплицах. Со временем из этих кусочков в хранилище вырастают грибы, являющиеся основным кормом для этих муравьев-гурманов. Муравьи-центромирмексы питаются исключительно термитами. Муравей-дракула пьет соки, выделяемые своими же личинками, а личинок кормит разными насекомыми. Домашние муравьи являются всеядными.

Зимой, при значительном похолодании, муравьи впадают в спячку, во время которой голодают. Большинство видов, тем не менее, ведет зимой активный образ жизни в герметичном муравейнике, питаясь обильными запасами.

Муравьи - одни из самых высокоорганизованных насекомых на планете. Их способности к кооперации и самопожертвованию во благо колонии, высокая приспособляемость, деятельность, по сложности напоминающая разумную, - все это давно привлекало внимание ученых. И сегодня науке известны многочисленные интересные факты о муравьях, о некоторых из которых знает только узкий круг специалистов, а некоторые - опровергают устоявшиеся мифы. Например…

Муравьи - самые многочисленные насекомые на Земле

По подсчетам одного из наиболее уважаемых мирмекологов мира Эдварда Уилсона, на Земле сегодня проживают от 1 до 10 квадриллионов особей муравьев - то есть от 10 в 15-й степени до 10 в 16-й степени отдельных муравьев.

Невероятно, но факт – на каждого живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно равняется общей массе всех людей.

На заметку

Мирмекология - наука о муравьях. Соответственно, мирмеколог - это ученый, занимающийся в основном изучением этой группы насекомых. Именно благодаря трудам таких ученых стали известны весьма интересные факты о муравьях, расширившие представления науки об этих насекомых.

На тихоокеанском острове Рождества на квадратный метр поверхности почвы приходится около 2200 муравьев и 10 входов в гнездо. А, например, в саваннах западной Африки на каждый квадратный километр площади приходится 2 миллиарда муравьев и 740 000 гнезд!

Такой численности и плотности населения не достигает больше никакая другая группа насекомых.

Среди муравьев встречаются самые опасные насекомые в мире

Пожалуй, ни ядовитых змей, ни крупных хищников, ни пауков жители экваториальной Африки не боятся так, как , - колонна из нескольких миллионов насекомых, солдаты которых вооружены мощными челюстями, уничтожает практически все живое на своем пути. Такие походы – залог выживания муравейника.

Еще интересные факты: бродячие муравьи - одни из самых вообще. Солдат их может достигать в длину 3 см, матка - 5 см.

Когда жители какой-нибудь деревни узнают, что через их поселение должна пройти такая колония, они покидают дома, забирая с собой всех домашних животных. Стоит забыть в стойле козу, и муравьи закусают её до смерти. Зато они же уничтожают в селах всех тараканов, крыс и мышей.

А вот муравей-пуля считается самым опасным муравьем в мире: 30 его укусов на 1 кг массы тела жертвы смертельны. Боль от их укуса превышает по силе таковую от укусов любых ос, и ощущается на протяжении суток.

У индейских племен Южной Америки для посвящения мальчика в мужчины на руку посвящаемого одевается рукав с помещенными в него живыми муравьями. После укусов руки мальчика на несколько дней парализуются и опухают, иногда случается шок и чернеют пальцы.

Яйца муравьев - на самом деле не яйца

То, что в обиходе называется муравьиными яйцами, на самом деле - развивающиеся личинки муравьев. Сами яйца муравьев очень мелкие и для человека практического интереса не представляют.

Зато личинок охотно употребляют в пищу в Африке и Азии - такое блюдо богато белком и жирами. Кроме того, личинки муравьев - идеальный корм для птенцов различных декоративных птиц.

Муравьи - известный деликатес

Самое известное блюдо из муравьев - это соус из древесных муравьев, который используют в Юго-Восточной Азии в качестве приправы.

Очень интересны в этом плане медовые муравьи. В каждом их муравейнике существует от нескольких десятков до нескольких сотен муравьев, использующихся остальными членами колонии в качестве резервуаров пищи. Их специально откармливают в сезон дождей, их брюшко наполняется смесью воды и сахаров и раздувается до таких размеров, что насекомое не может двигаться.

В сухой сезон другие особи из муравейника слизывают постоянно выделяемый этими живыми бочками секрет и могут обходиться без внешних источников пищи. Таких муравьев активно собирают там, где они обитают - в Мексике и на юге США - и употребляют в пищу. На вкус они напоминают мед.

Еще интересный факт гастрономического характера: в Тайланде и Мьянме личинок муравьев употребляют в качестве деликатеса и продают на развес на рынках. А в Мексике личинок крупных муравьев едят так же, как в России икру рыб.

Муравьи и термиты - совершенно разные насекомые

Действительно, муравьи относятся к отряду перепончатокрылых, и их ближайшими родственниками являются осы, пчелы, пилильщики и наездники.

Термиты же - достаточно обособленная группа насекомых, близких к тараканам. Некоторые ученые даже включают их в отряд тараканообразных.

Это интересно

Сложная социальная структура термитника, напоминающая таковую в муравейнике, - это лишь один из примеров конвергенции в животном мире, развитие схожих черт у представителей разных групп, оказывающихся в сходных условиях.

Примечательно, что в экваториальной Африке обитает млекопитающее - голый землекоп, - колонии которого также напоминают колонии муравьев: у землекопов размножается только одна самка, а остальные особи обслуживают её, кормят и расширяют норы.

Подавляющее большинство муравьев - самки

Все рабочие муравьи и муравьи-солдаты в каждом муравейнике - это самки, не способные к размножению. Они развиваются из оплодотворенных яиц, в то время как из неоплодотворенных развиваются самцы.

Интересный факт о муравьях: вырастет из яйца рабочий муравей или будущая матка, зависит от того, как питается личинка. Рабочие муравьи сами могут решать, как кормить расплод и сколько будущих маток выкармливать.

У некоторых матки как таковой нет, а размножаться могут все рабочие самки. Есть и такие виды, в гнездах которых живут несколько маток. Классический пример тому – гнезда домашних муравьев (фараоновых).

Муравьиная матка может жить до 20 лет

Обычный срок жизни матки, сумевшей основать колонию, составляет 5-6 лет, но некоторые доживают до 12 и даже до 20 лет! В мире насекомых это рекорд: большинство одиночных насекомых даже более крупного размера живут от силы несколько месяцев. Только у некоторых цикад и жуков полная продолжительность жизни с учетом личиночной стадии может достигать 6-7 лет.

Этот интересный факт вовсе не означает, что такой продолжительностью жизни обладают все матки: большинство оплодотворенных самок гибнет после лета, а значительная часть основанных колоний также вымирает по разным причинам ещё в первый год своего существования.

Существуют муравьи-рабовладельцы

Связи разных муравьев друг с другом столь разнообразны, что даже люди иногда могут им позавидовать.

Например, у целого рода муравьев-амазонок рабочие муравьи не умеют самостоятельно питаться и ухаживать за гнездом. Зато они умеют нападать на гнезда других, более мелких видов муравьев, и воровать из них личинок. Муравьи, развивающиеся из этих личинок, будут в дальнейшем ухаживать не за своей маткой и солдатами.

У других видов такое поведение дошло до того, что матка просто проникает в чужой муравейник, убивает живущую там царицу, а рабочие муравьи признают её своей и ухаживают за ней и её потомством. Сам муравейник после этого обречен: из яиц такой самки будут развиваться только самки, способные захватить муравейник другого вида, а со смертью всех рабочих муравьев колония опустеет.

Бывают и щадящие случаи рабовладения. Например, матка для основания колонии похищает несколько куколок, а развивающиеся из них муравьи помогают ей на самом начальном этапе развития колонии. Дальше колония развивается силами потомков самой матки.

Муравьи могут обучаться

Интересные факты о муравьях, связанные с феноменом обучения, привлекают пристальное внимание многих ученых.

Например, у некоторых видов муравьев те особи, которые успели найти корм, учат других найти место с пищей. Причем если, например, у пчел эта информация передается в процессе особого танца, то муравей специально обучает другого прохождению конкретного маршрута.

Видео: муравьи своими телами строят живой мост

Экспериментами также проверено, что во время обучения муравей-учитель достигает нужной точки в четыре раза медленнее, чем добрался бы до неё самостоятельно.

Муравьи умеют заниматься сельским хозяйством

Эта интересная особенность муравьев известна давно – южноамериканские используют самую сложную пищевую цепочку в животном мире:

  • одни члены колонии отгрызают большой кусок листа дерева и приносят его в муравейник

  • более мелкие особи, никогда не покидающие колонию, пережевывают листья, смешивают их с экскрементами и частями специальной грибницы
  • полученная масса складывается на специальных участках муравейника - настоящих грядках - где на ней развиваются грибы, обеспечивающие муравьев белковой пищей.

Интересно в муравьях то, что они не едят сами плодовые тела - питаются они специальными разрастаниями грибницы. Часть членов колонии постоянно откусывают появляющиеся плодовые тела, не давая грибнице тратить полезные вещества на бесполезные ножки и шляпки.

Это интересно

Когда оплодотворенная молодая самка покидает гнездо, она уносит в специальном кармане на голове крошечный кусочек грибницы. Именно такой запас - основа благополучия будущей колонии.

Кроме муравьев, только человек и термиты научились культивировать другие живые организмы для своего блага.

Отношения муравьев и тлей

Пастушьи наклонности муравьев известны многим: некоторые муравейники так зависят от стаи тли, что при вымирании последних тоже гибнут. Ученые считают, что выделение секрета в свое время было защитной реакцией тли от нападения врагов, только сам секрет был резко пахнущим и токсичным.

Но однажды естественный отбор подсказал вредителям, что муравьев можно не отпугивать, а приманивать и заставлять охранять себя. Так возник уникальный в своем роде пример симбиоза двух совершенно разных групп насекомых: тли делятся с муравьями сладкими, полезными и сытными выделениями, а муравьи их охраняют.

Выделения тлей, привлекающие муравьев, называются падью. Помимо тлей ею с муравьями делятся щитовки, червецы и некоторые цикады.

Интересно, что многие насекомые научились выделять привлекательный для муравьев секрет для того, чтобы проникать в их гнезда. Некоторые жуки, гусеницы и бабочки питаются запасами самих муравьев в муравейнике, при этом муравьи их не трогают именно из-за их способности делиться падью. Некоторые же такие гости в муравейниках банально пожирают личинок муравьев, а сами муравьи готовы простить им вероломство за каплю сладкого секрета.

Выше приведены лишь некоторые интересные факты о муравьях. В биологии каждого вида этих насекомых можно найти что-то уникальное и оригинальное.

Именно благодаря такой уникальности и обилию специфических приспособительных черт они сумели стать одной из самых многочисленных и продвинутых групп членистоногих вообще.

Интересное видео: битва между двумя колониями муравьев

Надежда Вострецова

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

«Лесные муравьи.»

Составила:

Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курска

Н. С. Вострецова

Задачи: познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых;

Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;

Формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

Развивать речевую активность детей: монологическую и диалогическую речь;

Развивать познавательный интерес к насекомым, умение владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать координацию речи с движением, общую моторику, дыхание, внимание, память, через игры и упражнения.

Словарная работа: насечки, фуражиры, вредители, хищники, солярий, амбар, улей, скворечник, раковина моллюска, осиное гнездо, тля.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развития», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование :

Игрушка – муравей;

Цветные иллюстрации для дидактической игры «Найди насекомое»;

Муляжи: муравейник, гнёзда ласточки, воробья, ; улей, скворечник, паутина, осиное гнездо деревянный дом, раковина улитки. аквариум.

Плакат «Муравейник в разрезе»

Экран, проектор, ноутбук.

Предварительная работа:

Работа с иллюстрированным материалом по теме «Насекомые»;

Знакомство с литературными произведениями: К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты», «Паучок пилот»; В. Д. Берестова «Честное гусеничное»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»; Н. Романова «У меня дома пчела»; Ю. Дмитриева «Сказки о Мушонке»; М. Шкурина «Сказка о ленивой пчёлке»; К. Ушинского «Пчёлки на разведках»; Л. Толстого «О муравьях».

Загадывание загадок о насекомых

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник». Подвижная игра «Муравьиная тропа», «Муравьи и дождик», «Мурьишка и слон», «Муравьи».

Наблюдения за насекомыми на прогулке.

Рассматривание энтомологической коллекции.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Я иду гулять сейчас

И зову с собою вас!

Согласны пойти со мной на прогулку?

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, кого же мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)

Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо-влево)

Паучок на паутинке, (сжаться в комок, «сименить» назад)

И кузнечик на травинке! (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)

Мышка, мышка, (Мягкий пружинистый шаг,

Серое пальтишко. спинка слегка прогнута вперёд,

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт. «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь, (Руки полусогнуты в локтях,

Да как начал он реветь: Ноги на ширине плеч.

Я вразвалочку иду!» Переступание туловищем из стороны в сторону)

В воздухе над лужицей (Бег чередуется с остановками.

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся, Во время остановок – присесть)

На солнышке резвятся.

Вот ползёт сороконожка (Дети двигаются друг за другом,

По тропинке на дорожку. держа руки на плечах впереди стоящего)

Спинка изгибается,

Ползёт-переливается.

Нёс однажды муравей (Пружинистый шаг,

Две травинки для дверей: руки сложены «топориком» на плече)

На полянке, под кустом,

Муравьишка строит дом. (Соединить руки над головой)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вот и муравьишка который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт. А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Самый сильный на земле - это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Денис – муравей… Как вы считаете сможет ли он унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а настоящий силач.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте попросим муравьишку рассказать о своей жизни. (Дети обращаются к муравью.)

Муравей соглашается.

МУРАВЕЙ: Кто мы такие? Птицы? Животные? А может быть мы рыбки?

ДЕТИ: Муравьи – это насекомые.

МУРАВЕЙ: Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей) Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, встань по удобнее. Мы на тебе посмотрим.

На какие части насечки разделяют тело муравья?

ДЕТИ: Голова, грудь, брюшко.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что на голове у муравьёв?

ДЕТИ: Глаза, усики.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет. Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей) У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Узнай насекомое»

Задачи: Закрепить общие признаки насекомых: шесть лапок, тело делится на три части, на голове усики.

Ход игры: На столе разложены иллюстрации: муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, богомол, жужелица, долгоносик, майский жук, клоп пожарник, муха, оса, стрекоза, водомерка, гусеница-землемер, капустница, многоножка, улитка, скорпион, паук, рыба, лягушка, змея, лошадь, птица.

Дети из предложенных иллюстраций должны выбрать насекомых, объяснить свой выбор.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, расскажи нам по подробнее о жизни муравьёв.

МУРАВЕЙ: Мы – муравьи живём семьёй. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:

Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают,

Муравьи – строители (что делают)

Муравьи – уборщики (что делают)

Муравьи – солдаты (что делают)

Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу. Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей) Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами - которые объедают листву; пилильщиками и короедами - жуками, которые портят деревья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей) Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей) Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.

Муравьишка, может быть ещё как-то вы помогаете лесу?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с муравьишкой.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА:

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Ай-ай-ай, ай-ай-ай - от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем голов ой)

Ой-ой-ой, ой-ой-ой - ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)

Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)

В муравейник скорей побежал (Бег на месте)

Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через

Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,

закрыть ладонями лицо)

Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)

Муравьишку домой довели.

МО-ЛОД-ЦЫ! (Ритмичные хлопки)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, а в каком доме живут муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Где чей дом?»

Задачи: Расширять знания детей о жилищах некоторых животных, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память.

Ход игры: Перед детьми расставлены муляжи некоторых «домиков». Воспитатель показывает на «домик» дети называют его и кто в нём живёт. Последним воспитатель показывает на муравейник.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно муравьи живут в муравейнике.

Муравьишка расскажи нам как устроен муравейник.

МУРАВЕЙ: мы живём в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть «Солярий» Как вы думаете, что такое салярий? (Ответы детей)- комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.

«Зимовальная комната». Для чего зимовальная комната? (Ответы детей) Собираемся здесь, чтобы пережить холода.

«Царская комната». Как вы думаете кто может жить в царской комнате? (Ответы детей) здесь живет матка, она откладывает яйца.

«Детская комната» Кто в ней живёт? (Ответы детей) давайте вспомним кто ухаживает за личинками и куколками? (муравьи – няньки)

«Хлебный амбар». Для чего нам хлебный амбар? (ответы детей) Здесь мы храним зерно.

«Мясная кладовка» Что здесь хранится? (сюда мы приносим гусениц и другую добычу)

«Коровник» Кто живёт в коровнике?

МУРАВЕЙ: У нас есть коровки, мы за ними ухаживаем, мы их пасём и доим Давайте посмотрим как мы это делаем.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КОГО ПАСУТ И ДОЯТ МУРАВЬИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы находимся в волшебном лесу давайте превратимся в муравьишек.

Ритуал «входа» в образ. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам рядом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья».

А вот теперь открывайте глаза. Сколько вокруг меня муравьишек! Мы стали такими маленькими… А где же мы будем жить? Давайте построим себе муравейник. (дети все вместе из большого конструктора строят муравейник) мы все вместе строим наш домик – муравейник. Мы его строим его долго… мы стараемся. Все наши братья-муравьи участвуют в его постройке. Мы хотим чтобы он был крепкий, тёплый, надёжный. Сколько палочек, веточек, камушек нам пришлось принести. Муравьишки, вы рады что мы наконец-то построили муравейник! Ура! Но вот однажды (воспитатель говорит грубым голосом) кто-то палкой разрушил наш муравейник, да ещё и громко смеётся над разбегающимися муравьями. (воспитатель палкой рушит постройку)

Муравьишки, что вы почувствовали по отношению к этому разрушителю? Что вы ему хотите сказать? (Ответы детей)

ВЫВОД: Как нужно относиться к муравьям и муравейникам?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше время пребывания в волшебном лесу заканчивается, нам пора обратно превращаться в детей. Давайте попрощаемся с нашим знакомым муравьём и поблагодарим его за интересный рассказ.

Ритуал «выхода» из образа. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам радом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Я хочу на веки стать человеком»

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь открываем глаза. Ребята. А вы помните где мы с вами были? (Ответы детей) Мы сегодня с вами были в волшебном лесу, много узнали о жизни муравьёв. Какие они муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Скажи одним словом»

Дети по очереди подбирают слова характеризующие муравьёв: трудолюбивые, дружные, хищники, …

Ребята, муравьи хоть и маленькие но очень нужны природе. Давайте все вместе, дружно скажем, что обижать их нельзя.

ПЕСНЯ: «НЕ ОБИЖАЙТЕ МУРАВЬЯ»

Сюрпризный момент: «подарок от муравья»